ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА
Обучение архитектурному проектированию способствует формированию научного и творческого мировоззрения студента. Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества. Деятельность архитектора должна давать новые результаты, имеющие общественное значение. Общественная значимость произведения архитектуры превалирует в оценке уровня творчества1. Проектирование обогащает внутренний мир студента и ведет к осознанию им социального смысла профессии.
В архитектурной школе особое место в процессе мировоззренческого становления личности занимает творческое архитектурное проектирование. В процессе архитектурного проектирования возникает необходимость соблюдения определенных правил. «Несмотря на то, что замысел сооружения относится к области искусства, что по своему существу он рождается в результате основанной на опыте интуиции, несмотря на то, что ничего нельзя достичь простой дедукцией логических рассуждений в этом искусстве, как и в любом другом, должны быть установлены общие правила» [179, 1971, № 4, с. 114].
Эти правила, прежде всего, обеспечивают в учебной архитектурно-проектной деятельности овладение студентом творческим методом архитектора. Метод отражает повторяемость приемов и путей деятельности; в методе закономерности создания проектной модели становятся правилами действия архитектора. Но метод архитектурного проектирования подвержен изменениям и совершенствуется по мере обогащения архитектурной практики. В условиях научно-технической революции развитие архитектуры и градостроительства сталкивается с проблемой недостаточности традиционных методов проектирования для решения нетривиальных задач, не имеющих жестко заданных условий и определенных параметров (реконструкция центров исторических городов, охрана природы и ландшафта, создание комфортабельных жилых образований, оптимальных систем обслуживания, многофункциональных комплексов, объектов подземной урбанистики). Требуются организационная перестройка и преобразование метода, позволяющие смоделировать новый объект, не имеющий своего прямого аналога, прототипа.
В учебно-проектной деятельности в моделировании объекта можно выделить четыре процедуры, совершаемые последовательно или параллельно.
Первая процедура— методологическая — определяет общую концепцию автора, которая способствует интерпретации задания и позволяет ему ориентироваться в широком контексте задачи и целесообразно осмыслить предложенную программу проектирования. Эта процедура включает актуализацию мировоззренческой установки, привлечение необходимых знаний об объекте проектирования и условиях его функционирования яобществе. Это наиболее общий взгляд с позиции мировоззренческой установки содержит проблематизацию условий задания, выдвижение главной цели; он определяет направление анализа и выбор средств проектного моделирования при переходе к собственно проектированию.
Вторая процедурасостоит в организациивзаимодействия студента, педагога и проект-ной модели ■ процессе выполнения учебного задания. Здесь осуществляется влияние результатов предпроектного исследования на конструирование замысла и его выражение в проектной модели. Эта процедура учебного процесса основана на передаче опыта проектной деятельности от преподавателя к студенту и на обучении последнего творческому методу архитектора. Педагог-архитектор получает возможность непосредственно управлять ходом работы, регулировать учебный процесс, контролировать результат процесса деятельности. Как показывают исследования по психологии творчества, в этом процессе можно различить этапы, уровни организации и ступени последовательных операций [151, с. 13].
Третья процедурасодержит анализ промежуточных результатов моделирования по критериям функциональной, конструктивной, экономической и технологической целесообразности и с точки зрения правдивости архитектурно-образного выражения содержания, а также оценку взаимоотношения объекта с окружающей средой. Эта процедура состоит в вычленении в объекте различных подсистем, необходимых и достаточных связей, факторов, определяющих его структурную и пространственную организацию. Решению этих задач способствует внедрение комплексного и проблемного методов проектирования.
Четвертая процедурасодержит художественный синтез материала, накопленного в ходе творческого поиска и процедур анализа, позволяет видеть объект в его целостности. В результате синтетической процедуры элементы, оправданные с точки зрения прочности и пользы (вспомним триаду «польза — прочность — красота»), эстетически переосмысливаются и находят пластическое и пространственное выражение в художественном образе архитектурного произведения. Эта процедура завершает цикл проектных процедур, а ее результат содержит посылки для нового цикла разработки проектной модели.