КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АРХИТЕКТОРА
В основе профессиональных знаний лежит принцип интеграции научных знаний и творческих навыков, общих для всех видов архитектуры. Архитектурное проектирование — основа профессиональных знаний — осваивается как система постоянно усложняющихся задач из области градостроительства, архитектуры жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также интерьера. Знания и творческие навыки в архитектурном проектировании формируются тремя группами дисциплин: инженерно-строительных, архи
тектурных и художественных.
1.3.1. ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Одним из факторов, определяющих творческую направленность советской архитектуры, является строительная техника — средство формирования архитектуры и выражения идей архитектора. Инженерно-техническая подготовка в архитектурной школе осуществляется благодаря единству закономерно расположенных и взаимосвязанных дисциплин и занимает примерно 30% времени в учебном плане [60, 1976, № 9]. Изучаемые дисциплины: конструкции зданий и сооружений, строительная физика, геодезия, технология строительного производства, архитектурное материаловедение, экономика проектирования и строительства, организация и планирование строительства, транспорт и инженерная подготовка территории, инженерное оборудование зданий и сооружений.
1.3.2. ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО- СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА
В основу инженерной подготовки архитекторов положен системно ориентированный принцип, согласно которому система общетеоретических и инженерно-строительных знаний, получаемых архитектором, должна органически входить в интегральный процесс творче- ского АП. Содержание инженерных дисциплин и методика их преподавания в архитектурной школе иные, нежели на инженерно-строительных специальностях,1 а именно:
1.3.3. Инженерно-технические дисциплины должны создавать систему, которая характеризуется не столько количеством сведений, образующих «статику» инженерного мышления, сколько смысловыми связями, придающими этому мышлению «динамику» [60, 1977, N9 4].
1.3.4. Учитывая специфику образного архитектурного мышления, инженерные курсы должны содержать не столько освоение сложных расчетов, сколько изучение типов конструктивных систем, современных методов конструирования и инженерных концепций3. «Гораздо важнее научить определенному методу мышления, чем голым правилам» [86].
1.3.5. Знания закономерностей в работе конструкций архитектору нужны, чтобы понимать работу сил в материалах. Для этого достаточно прикидочных расчетов.
1.3.6. Понимая основные конструктивные принципы построения жилых, общественных и промышленных зданий и руководствуясь художественным чутьем, архитектор может не только использовать в проектировании новейшие достижения инженерной мысли' и современные строительные материалы, но «даже вызывать эволюцию самих технических методов» [226, с. 3].
1.3.7. Студент должен знать технику настолько, чтобы новые материалы и конструкции служили ему источниками вдохновения: инженерная подготовка должна развивать у студентов логическое мышление, конструктивное воображение и интуицию.
1.3.8. Студент должен применять полученные знания и углублять их в процессе конструктивных разработок в ходе архитектурного проектирования. Знания принципов конструирования дают студенту возможность правильно наметить новые решения и новые формы, соблюдая конструктивную необходимость, определяемую условиями строительства и материалами.
1.3.9. Техническая подготовка должна научить студента экономично и эффективно расходовать материальные и трудовые резервы.
1.3.10. В архитектурной школе нет места противопоставлению техники и искусства. Подготовка должна научить архитектора понимать, организовывать и координировать работу предста-
1 Эта точка зрения, обоснованная проф. И. Николаевым, получила поддержку VIII конгресса MCA в Париже. * Учебный материал по техническим предметам не должен подавлять интеллект студента необходимостью запоминать излишнее количество сведений, формул и цифр.
вителей смежных профессий по разработке архитектурного замысла1.
Технические дисциплины преподаются в форме лекций, лабораторных занятий, курсовых работ и проектов.
Курс «Конструкции зданий и сооружений» наиболее тесно связан с архитектурным проектированием. Раздел курса «Архитектурные конструкции» содержит общие методы проектирования конструкций и их элементов во взаимосвязи с архитектурным замыслом, объемно-пространственным и планировочным решением жилых, общественных зданий массового строительства и промышленных сооружений. Раздел знакомит с принципами проектирования несущего остова зданий, ограждающих конструкций, оснований и фундаментов, конструкций малоэтажных и многоэтажных зданий на основе унификации, типизации и модульной координации.
В результате освоения курса студенты должны уметь: решать практические задачи с применением изученного материала к курсовому комплексному проекту; выбирать и обосновывать конструктивную схему и решения исходя из архитектурного замысла. Консультации по конструкциям сопутствуют архитектурному проектированию. По одному проекту в год выполняется конструктивная разработка.
По II части курса «Инженерные конструкции» студен- ту-архитектору предлагается не столько глубоко изучать сложные методы расчета и специальные вопросы строительной механики и теории упругости, сколько в совершенстве знать разновидности несущих деревянных, металлических и железобетонных конструкций, хорошо понимать их работу, уметь путем приближенного расчета определить их правильные соотношения, габариты, размеры, сечения и экономичность проектных решений. Закреплению знаний способствует исполнение инженерных клаузур на плоские и пространственные конструкции (выявление конструктивных схем, габаритных размеров, геометрическое формообразование).
Курс «Строительная физика» обусловлен возросшим значением прикладной физики в современной архитектуре. Курс содержит теоретические основы формирования световой, акустической и тепловой среды в связи с практическими задачами проектирования городов, жилых, общественных и промышленных зданий, а также методы нормирования, расчета и проектирования освещения, акустики и звукоизоляции зданий, основы архитектурной климатологии и теплотехники и архитектурного цветоведе- ния. Учебно-исследовательские работы по строительной физике проводятся в тесной увязке с архитектурным проектированием.
Специфику архитектурной специальности учитывает курс «Архитектурное материаловедение», составленный по областям применения материалов и изделий в конструкциях, внешней отделке и в интерьерах зданий2. Курс ориентирует студента на создание новых материалов с заранее заданными свойствами.
Рассмотрены вопросы влияния материалов на развитие архитектурных форм, на качество и экономику строительства.