КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АРХИТЕКТОРА

В основе профессиональных знаний лежит принцип интеграции научных знаний и твор­ческих навыков, общих для всех видов архи­тектуры. Архитектурное проектирование — основа профессиональных знаний — осваивает­ся как система постоянно усложняющихся за­дач из области градостроительства, архитек­туры жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также интерьера. Зна­ния и творческие навыки в архитектурном про­ектировании формируются тремя группами дисциплин: инженерно-строительных, архи­

тектурных и художественных.

1.3.1. ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Одним из факторов, определяющих твор­ческую направленность советской архитекту­ры, является строительная техника — средство формирования архитектуры и выражения идей архитектора. Инженерно-техническая подго­товка в архитектурной школе осуществляется благодаря единству закономерно располо­женных и взаимосвязанных дисциплин и зани­мает примерно 30% времени в учебном пла­не [60, 1976, № 9]. Изучаемые дисциплины: конструкции зданий и сооружений, строитель­ная физика, геодезия, технология строитель­ного производства, архитектурное материало­ведение, экономика проектирования и строи­тельства, организация и планирование строи­тельства, транспорт и инженерная подготовка территории, инженерное оборудование зданий и сооружений.

1.3.2. ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО- СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА

В основу инженерной подготовки архитек­торов положен системно ориентированный принцип, согласно которому система общетео­ретических и инженерно-строительных знаний, получаемых архитектором, должна органиче­ски входить в интегральный процесс творче- ского АП. Содержание инженерных дисциплин и методика их преподавания в архитектурной школе иные, нежели на инженерно-строитель­ных специальностях,1 а именно:

1.3.3. Инженерно-технические дисциплины должны создавать систему, которая характери­зуется не столько количеством сведений, обра­зующих «статику» инженерного мышления, сколько смысловыми связями, придающими этому мышлению «динамику» [60, 1977, N9 4].

1.3.4. Учитывая специфику образного архитек­турного мышления, инженерные курсы долж­ны содержать не столько освоение сложных расчетов, сколько изучение типов конструк­тивных систем, современных методов кон­струирования и инженерных концепций3. «Го­раздо важнее научить определенному методу мышления, чем голым правилам» [86].

1.3.5. Знания закономерностей в работе кон­струкций архитектору нужны, чтобы понимать работу сил в материалах. Для этого достаточно прикидочных расчетов.

1.3.6. Понимая основные конструктивные прин­ципы построения жилых, общественных и про­мышленных зданий и руководствуясь худо­жественным чутьем, архитектор может не только использовать в проектировании новей­шие достижения инженерной мысли' и совре­менные строительные материалы, но «даже вызывать эволюцию самих технических мето­дов» [226, с. 3].

1.3.7. Студент должен знать технику настоль­ко, чтобы новые материалы и конструкции слу­жили ему источниками вдохновения: инженер­ная подготовка должна развивать у студентов логическое мышление, конструктивное вообра­жение и интуицию.

1.3.8. Студент должен применять полученные знания и углублять их в процессе конструктив­ных разработок в ходе архитектурного проек­тирования. Знания принципов конструирова­ния дают студенту возможность правильно наметить новые решения и новые формы, со­блюдая конструктивную необходимость, опре­деляемую условиями строительства и материа­лами.

1.3.9. Техническая подготовка должна научить студента экономично и эффективно расходо­вать материальные и трудовые резервы.

1.3.10. В архитектурной школе нет места проти­вопоставлению техники и искусства. Подготов­ка должна научить архитектора понимать, орга­низовывать и координировать работу предста-

1 Эта точка зрения, обоснованная проф. И. Николаевым, получила поддержку VIII конгресса MCA в Париже. * Учебный материал по техническим предметам не должен подавлять интеллект студента необходимостью запоминать излишнее количество сведений, формул и цифр.

вителей смежных профессий по разработке архитектурного замысла1.

Технические дисциплины преподаются в форме лекций, лабораторных занятий, кур­совых работ и проектов.

Курс «Конструкции зданий и сооружений» наиболее тесно связан с архитектурным проектированием. Раздел курса «Архитектурные конструкции» содержит общие ме­тоды проектирования конструкций и их элементов во взаи­мосвязи с архитектурным замыслом, объемно-простран­ственным и планировочным решением жилых, обществен­ных зданий массового строительства и промышленных сооружений. Раздел знакомит с принципами проектирова­ния несущего остова зданий, ограждающих конструкций, оснований и фундаментов, конструкций малоэтажных и многоэтажных зданий на основе унификации, типизации и модульной координации.

В результате освоения курса студенты должны уметь: решать практические задачи с применением изученного материала к курсовому комплексному проекту; выбирать и обосновывать конструктивную схему и решения исходя из архитектурного замысла. Консультации по конструк­циям сопутствуют архитектурному проектированию. По одному проекту в год выполняется конструктивная разра­ботка.

По II части курса «Инженерные конструкции» студен- ту-архитектору предлагается не столько глубоко изучать сложные методы расчета и специальные вопросы строи­тельной механики и теории упругости, сколько в совер­шенстве знать разновидности несущих деревянных, метал­лических и железобетонных конструкций, хорошо пони­мать их работу, уметь путем приближенного расчета опре­делить их правильные соотношения, габариты, размеры, сечения и экономичность проектных решений. Закрепле­нию знаний способствует исполнение инженерных клаузур на плоские и пространственные конструкции (выявление конструктивных схем, габаритных размеров, геометриче­ское формообразование).

Курс «Строительная физика» обусловлен возросшим значением прикладной физики в современной архитекту­ре. Курс содержит теоретические основы формирования световой, акустической и тепловой среды в связи с прак­тическими задачами проектирования городов, жилых, общественных и промышленных зданий, а также методы нормирования, расчета и проектирования освещения, аку­стики и звукоизоляции зданий, основы архитектурной кли­матологии и теплотехники и архитектурного цветоведе- ния. Учебно-исследовательские работы по строительной физике проводятся в тесной увязке с архитектурным про­ектированием.

Специфику архитектурной специальности учитывает курс «Архитектурное материаловедение», составленный по областям применения материалов и изделий в конструк­циях, внешней отделке и в интерьерах зданий2. Курс ори­ентирует студента на создание новых материалов с зара­нее заданными свойствами.

Рассмотрены вопросы влияния материалов на развитие архитектурных форм, на качество и экономику строитель­ства.