При изысканиях

ВОПРОС 2 - Технология дешифрирования аэроснимков

ВОПРОС 1 - Виды и основные признаки дешифрирования

Технология дешифрирования аэроснимков при изысканиях

Виды и основные признаки дешифрирования

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Дешифрирование аэроснимков

ВОПРОСЫ:

 

Дешифрированием снимков называют процесс опознавания и раскрытия качественных и количественных характеристик различных объектов и элементов местности на аэроснимках.

В зависимости от назначения дешифрирование разделяют на топографическое и специальное. При топографическом дешифрировании устанавливают ситуацию и рельеф местности, а при специальном те объекты и элементы поверхности Земли, которые наиболее важны для решения ряда инженерных задач.

Характерные черты и особенности различных объектов местности называются признаками дешифрирования. Признаки дешифрирования делят на прямые и косвенные. К прямым признакам относятся: форма, размеры, тень, тон или цвет на поверхности определяемых объектов. К косвенным признакам относят существующую в природе и отразившуюся на аэроснимках взаимосвязь или взаимообусловленность различных объектов. Например, можно определить взаимосвязь между рельефом и сопротивляемостью грунтов или горных пород выветриванию. Чем темнее фон изображения поверхности грунта, тем больше его выветривание. Дешифрирование аэроснимков, в котором определение объектов местности и истолкование их характеристик ведут только в процессе камерального изучения фотоизображений, называют камеральным.

При непосредственном опознавании изображенных на аэроснимках объектов и их особенностей в натуре, дешифрирование называется полевым, а с воздуха – воздушным.

В практике изысканий дорог наиболее широко используют камерально -полевое дешифрирование, при котором полевым обследованием подвергают лишь небольшую часть заснятой территории, расположенной на специально выбранных для этой цели участках - эталонах. В пределах таких участков должны содержаться все основные геофизические характеристики местности, свойственных району изысканий. Сочетание дешифрирования с использованием участков - аналогов называют – комбинированным.

Дешифрирование выполняют на контактных отпечатках, или фотосхемах. Его производят специально подготовленные для этой цели инженеры.

 

 

 

При изысканиях дорог наиболее распространена схема, в которой принят метод камералъно - полевого дешифрирования с использованием эталонных участков. В этой схеме дешифрирование начинают с определения общей топографической, геологической и гидрологической характеристик местности. Работу ведут в камеральных условиях с использованием карты и накидного монтажа. Результаты такого предварительного дешифрирования дают возможность определить объем и характер предстоящих камеральных и полевых аэроизыскательс­ких работ, разделить местность притрассовой зоны на однородные по основным геофизическим условиям участки, установить направление маршрутов - эталонов, а также направления воздушных маршрутов дешифрирования в натуру с местами высадки дешифровщиков для полевых обследований.

Совместно со стереоскопическим обследованием местности и назначением вариантов трассы по стереомодели производят более подробное камеральное дешифрирование снимков в полосе трассирования дороги и одновременно с ним полевое дешифрирование аэроснимков на маршрутах -эталонах. В процессе полевого дешифрирования закладыва­ют шурфы, буровые скважины и т.д.

В завершающем этапе дорожных изысканий используя сведения, полученные в поле, и некоторые данные топографической карты, уточняют результаты камерального дешифрирования, ранее выполненного в зоне трассирования.

Кроме указанного метода в практике изысканий автомобильных дорог может быть использован метод камерально - воздушного дешифрирования снимков. Его наиболее целесообразно применять, в сложных условиях труднодоступной местности.

После предварительного камерального дешифрирования аэроснимков и разделения зоны трассирования на однородные по геофизическим условиям участки приступают к дешифрированию аэроснимков с вертолета. Перед вылетом в район изысканий на аэроснимки наносят положение всех ранее намеченных вариантов трассы и результаты камерального дешифрирования с указанием на обратной стороне снимков границ однородных по геодезическим условиям участков местности, участки и объекты, характеристики которых камерально не были определены или были установлены с сомнением места предполагаемых полевых обследований.

При дешифрировании с воздуха вертолет перемещается вдоль трассы с небольшой скоростью и на малой высоте с периодическими зависаниями в воздухе. В наиболее сложных местах производится высадка на местность изыскательского отряда для более детального обследования отдельных мест, изучения обнажений и взятия образцов грунтов и горных пород.

При изысканиях дорог детальным полевым обследованиям подлежат лишь стометровая притрассовая полоса местности, места размещения дорожных сооружений и места расположения дорожно-строительных материалов.

За пределами указанной полосы все объекты местности определяются только камерально.