ВОПРОС 2. Общее устройство автомобилей-фургонов
ВОПРОС 1. Общие положения
Лекция 12. АВТОМОБИЛИ- И АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ
Автотранспортные средства с кузовами-фургонами служат для перевозки специализированных грузов: продукты питания (особенно скоропортящиеся), мебель, скот и др.
Некоторые фургоны оборудованы установками для поддержания микроклимата в грузовом помещении.
Автомобили и автопоезда-фургоны подразделяют на:
1. Универсальные – фургоны общего назначения, предназначенные для перевозки самых различных грузов (приборы, инструменты, печатная продукция, обувь, ковры, некоторые виды фасованных продуктов и др.), не требующих создания специальных условий для перевозки. Универсальные фургоны обеспечивают защиту груза от атмосферных осадков и механических повреждений.
2. Специальные – фургоны, оборудованные изотермически, с холодильными или отопительными установками для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продуктов. К специальным относят и фургоны, предназначенные для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, одежды, мебели и т. д.
Фургоны используются повсеместно – в городских условиях, а также при междугородных и международных перевозках.
При конструировании фургонов учитывают следующие требования:
– кузов – прямоугольной формы, по размерам согласуется со стандартными габаритами тары (контейнеры, поддоны и др.), пол плоский. При массе перевозимого груза менее 1,5 т допускаются надколесные ниши, а при массе более 4,5 т обеспечивается въезд в фургон вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т;
– погрузочная высота на автотранспортных средствах:
а) на автомобилях – 0,7; 0,9; 1,1; 1,25 или 1,3 м;
б) на прицепах – 1,3 или 1,35 м;
в) на полуприцепах – 1,3 или 1,45 м;
– оборудование для облегчения доступа в фургон (подножки, трапы и др.), не мешающее свободному подъезду к местам погрузки (выгрузки);
– две двери – сзади и справа по ходу с фиксацией в открытом состоянии, не ослабляющие жесткость кузова и обеспечивающие их пломбирование;
– исключение попадания в фургон отработавших газов, пыли, влаги, вентиляцию и освещение защищенными плафонами;
– запасное колесо крепится вне грузового помещения;
– срок службы фургона должен быть не менее, чем у базового транспортного средства.
Кроме того, фургоны с термоизолированными кузовами должны обеспечить определяемый стандартами коэффициент теплопередачи, а рефрижераторы и отапливаемые фургоны – поддержание необходимого микроклимата.
Для перевозки небольших партий груза в городских условиях используют фургоны на базе легковых автомобилей, так называемые "каблучки". Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одно- или двухстворчатой дверью.
Фургоны грузоподъемностью до 1 500 кг выпускают на базе автомобилей УАЗ-452, AVIA и др. Эти фургоны имеют металлический кузов вагонного типа с двумя дверями. Кабина водителя отделена от грузового помещения перегородкой, препятствующей смещению груза при торможении.
Наиболее широко распространены фургоны грузоподъемностью 2–3 т, в основном на базе грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Кузов с деревянным каркасом обшит снаружи стальным листом, внутри – деревянными рейками. Две двери. В нижней части кузова на задней и боковых стенках – отбойные брусья для защиты кузова от повреждений при загрузке.
Для доставки грузов при междугородных и международных перевозках используют большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами, изготовленными с использованием алюминиевых сплавов и пластмасс. Большинство изготавливают на Одесском заводе, например ОдАЗ-794. Этот фургон имеет клепаный каркас, обшитый алюминиевыми листами, две двери с уплотнением из резиновых прокладок, откидную лестницу и вентиляционные люки с регулируемым проходным сечением.
При перевозке мебели вдоль стенок кузова устанавливают полумягкие валики, предохраняющие груз от механических повреждений.
Хлеб перевозят в фургонах, оборудованных металлическими фермами для размещения стандартных лотков. Каждая секция лотков имеет одностворчатую дверь.
Готовое платье перевозят в фургонах со штангами для навешивания плечиков с одеждой.
Большое количество фургонов снабжены грузоподъемными бортами УГБ.