ВОПРОС 2. Определение устойчивости при воздействии бокового давления
Условием устойчивости при воздействии бокового давления является равенство моментов: опрокидывающего Моп и устойчивости Му.
Опрокидывающий момент (Н.м) определяют по формуле
, (3)
где Рб – давление на боковую поверхность, Па; Sб – площадь боковой поверхности, м2; hприв – высота приведенного центра тяжести площади боковой поверхности, м.
Момент устойчивости (Н×м) автоцистерны определяется шириной колеи транспортной базы и его полной массой
, (4)
где mц и mnp – масса цистерны и масса продукта, кг.
Допустимым считается условие, когда автоцистерна сохраняет устойчивость при Pб = 0,03 МПа.
Одной из главных причин более частого поперечного опрокидывания автомобилей-цистерн по сравнению с другими автомобилями является перемещение жидкого груза в цистерне при частичном ее заполнении. Перемещение жидкости зависит от формы цистерны, наличия оборудования и перегородок (волнорезов) внутри цистерны, характеристик жидкости и шасси, характера движения автомобиля и других факторов.
Исследования показывают, что наиболее существенно снижается под воздействием перемещения жидкости устойчивость прямоугольных цистерн. В меньшей степени снижается устойчивость у круглых и эллиптических цистерн. Максимальное снижение устойчивости автоцистерн происходит при совпадении частот возмущений при маневрах и собственных поперечных колебаний жидкости в цистернах.
Наиболее эффективным конструктивным решением, направленным на повышение поперечной устойчивости автоцистерн, является установка вертикальных перегородок внутри цистерн.
Расчет поперечной устойчивости против опрокидывания автомобилей-цистерн производят при полном заполнении цистерн. Для учета снижения поперечной устойчивости автомобиля при перемещении и динамических ударах жидкости в случае частичного заполнения цистерны допустимый коэффициент поперечной устойчивости увеличивают на 20%.