ВОПРОС 1. Определение устойчивости автоцистерны при движении
Лекция 10. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОЦИСТЕРН
Вероятность бокового опрокидывания автоцистерны зависит от соотношения ширины колеи транспортной базы и высоты центра тяжести, Она оценивается коэффициентом поперечной устойчивости против опрокидывания hо, равным тангенсу предельного угла наклона (рис. 10.1). Опрокидывание произойдет, когда проекция точки центра тяжести будет за границей опорной площади.
Рис. 10.1. Схема к определению угла устойчивости
, (1)
где α – угол опрокидывания, град.; В – ширина колеи, м; Zо – высота центра тяжести автоцистерны, м.
Высота центра тяжести не является точным геометрическим показателем, она принимается для расчета с учетом бокового крена, возникающего в результате упругих свойств подвески и шин транспортной базы.
Потерю поперечной устойчивости автоцистерны в движении определяют по поперечному ускорению в центре тяжести
, (2)
т. е. угол статической устойчивости может быть принят как параметр, характеризующий динамическую устойчивость автоцистерны, ее способность противостоять опрокидыванию.
Для современных грузовых автомобилей, используемых в качестве транспортной базы для автоцистерн, αn = 0,4…0,56 м/с2 при движении по радиусу R= 25 м со скоростью υ= 42...50 км/ч, а ηо = 0,6...0,9.