Лекция 9. АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА-ЦИСТЕРНЫ

ВОПРОС 3. Автопоезда для перевозки металлопроката и труб

Металлом, при его высокой плотности, редко заполняют платформу полностью. Поэтому у металловозов необходимо предусматривать крепление (увязку) груза, для предотвращения смещения и перегрузки колес с одной стороны автопоезда.

Для перевозки металла широко используют бортовые автомобили с прицепами-роспусками и седельные тягачи с полуприцепами.

Стойки коников выполняют откидывающимися, а основание – накло­няющимся с помощью гидроцилиндра, как правило, телескопического типа.

Длинномерные грузы перевозят также на полуприцепах-роспусках с различными механическими разгрузочными устройствами (сбрасывателями). Такие самосвальные устройства используют силу тяжести. Платформа может наклоняться в сторону относительно центральной оси поперечной балки, а в транспортном положении фиксируется специальными рычагами. При удалении рычага из-под башмака сбрасыватель опрокидывается в сторону этого башмака.

Трубовозы преимущественно состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Используют и седельные автопоезда, а также автомобили с большой базой (МАЗ-543).

Трубоплетевозы чаще всего – автопоезда с прицепом-роспуском.

Тягачи и прицепы оборудованы кониками (до четырех, по два на тягаче и прицепах), механизмом увязки труб большого диаметра с использованием тягового усилия лебедки.

Способы разгрузки трубоплетевозов разнообразны. Чаще всего применяют боковую разгрузку с наклоном коника и боковую разгрузку при помощи механических лебедок с канатами, расположенными в стыках коников автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.

Погрузка труб небольшого диаметра (100–300 мм) может производиться при помощи трубозахватного приспособления. Трубы, уложенные в ряд, захватываются при помощи поворачиваемых на 20° треугольников. Поворот про­изводят после установки приспособления на ряд параллельно уложенных труб.

ВОПРОС 1. Назначение, классификация и общие требования

Автомобильные цистерны (АЦ) и прицепы-цистерны (ПЦ) предназначены для бестарной перевозки газов, жидкостей, порошкообразных и зернистых, а также полужидких (товарный бетон) материалов.

Классификацию перечисленного СПС производят по следующим признакам:

а) по типу базового шасси:

– автомобиль-цистерна (АЦ);

– прицеп-цистерна (ПЦ);

– полуприцеп-цистерна (ППЦ);

б) по проходимости:

– обычной проходимости;

– повышенной;

в) по назначению:

– для транспортирования (АЦ);

– для транспортирования и заправки (АЦЗ);

г) по вместимости (грузоподъемности) цистерны;

д) по виду транспортируемого (заправляемого) продукта;

е) по типу несущего шасси:

– рамные (цистерна установлена на раме);

– несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);

ж) по типу технологического оборудования для выгрузки:

– под действием гравитационных сил (слив самотеком (ссыпание);

– механическая выгрузка;

– пневматическая выгрузка;

– выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних);

– самосвальная выгрузка.

По конструктивным признакам резервуары цистерн различают:

1) по форме поперечного сечения:

– круглые;

– эллиптические;

– прямоугольные (чемоданного типа);

2) по форме продольного сечения:

– постоянного сечения;

– переменного (уменьшенного в передней, средней или задней части);

3) по наличию отсеков и волнорезов:

– с одним отсеком;

– с дополнительным отсеком;

– с несколькими отсеками;

– без волнорезов;

– с одним или несколькими волнорезами;

4) по теплоизоляционным характеристикам:

– без теплоизоляции;

– с термоизоляцией;

– с дополнительным подогревом или самообогревом;

5) по виду материала:

– обычная сталь;

– высокопрочная сталь без внутреннего покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмаль, свинец, цинк, эпоксидная пленка);

– нержавеющая сталь;

– пластмасса, армированная стекловолокном и т. д.

При проектировании АЦ учитывают свойства продукта:

– плотность;

– давление насыщенных паров;

– электризуемость;

– коррозионность;

– токсичность и т. д.

Выпускают и используют цистерны 4-х классов:

1 – для взрывчатых веществ;

2 – для газов сжиженных и сжатых, а также растворенных под давлением;

3 – для легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ);

4 – для легковоспламеняющихся веществ и материалов.

Дополнительные требования к СПС:

– вывод глушителя вперед и вправо вне зоны цистерны;

– защита топливного бака со стороны глушителя экраном или сеткой (на расстоянии не менее 20 мм);

– в электрических цепях – дополнительные предохранители (выключа­тели), выключатель массы АКБ должен находиться в кабине водителя;

– лампы освещения с защитными решетками;

– проводка прокладывается в трубках;

– заземление АЦ;

– наличие двух огнетушителей вне кабины;

– система информации об опасности (надписи, проблесковый фонарь) и т. д.

Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр, отражающих:

– назначение цистерны;

– номинальную вместимость в метрах кубических;

– цифровую часть обозначения марки шасси.

Например, АТМЗ-4,5-375: автотопливомаслозаправщик с цистерной (основной, под горючее) вместимостью 4,5 м3 на базе автомобиля Урал-375.

Кроме ГСМ в цистернах могут транспортироваться: В – вода; С – спирт; СЖ – спец жидкость.