Лекция 9. АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА-ЦИСТЕРНЫ
ВОПРОС 3. Автопоезда для перевозки металлопроката и труб
Металлом, при его высокой плотности, редко заполняют платформу полностью. Поэтому у металловозов необходимо предусматривать крепление (увязку) груза, для предотвращения смещения и перегрузки колес с одной стороны автопоезда.
Для перевозки металла широко используют бортовые автомобили с прицепами-роспусками и седельные тягачи с полуприцепами.
Стойки коников выполняют откидывающимися, а основание – наклоняющимся с помощью гидроцилиндра, как правило, телескопического типа.
Длинномерные грузы перевозят также на полуприцепах-роспусках с различными механическими разгрузочными устройствами (сбрасывателями). Такие самосвальные устройства используют силу тяжести. Платформа может наклоняться в сторону относительно центральной оси поперечной балки, а в транспортном положении фиксируется специальными рычагами. При удалении рычага из-под башмака сбрасыватель опрокидывается в сторону этого башмака.
Трубовозы преимущественно состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Используют и седельные автопоезда, а также автомобили с большой базой (МАЗ-543).
Трубоплетевозы чаще всего – автопоезда с прицепом-роспуском.
Тягачи и прицепы оборудованы кониками (до четырех, по два на тягаче и прицепах), механизмом увязки труб большого диаметра с использованием тягового усилия лебедки.
Способы разгрузки трубоплетевозов разнообразны. Чаще всего применяют боковую разгрузку с наклоном коника и боковую разгрузку при помощи механических лебедок с канатами, расположенными в стыках коников автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.
Погрузка труб небольшого диаметра (100–300 мм) может производиться при помощи трубозахватного приспособления. Трубы, уложенные в ряд, захватываются при помощи поворачиваемых на 20° треугольников. Поворот производят после установки приспособления на ряд параллельно уложенных труб.
ВОПРОС 1. Назначение, классификация и общие требования
Автомобильные цистерны (АЦ) и прицепы-цистерны (ПЦ) предназначены для бестарной перевозки газов, жидкостей, порошкообразных и зернистых, а также полужидких (товарный бетон) материалов.
Классификацию перечисленного СПС производят по следующим признакам:
а) по типу базового шасси:
– автомобиль-цистерна (АЦ);
– прицеп-цистерна (ПЦ);
– полуприцеп-цистерна (ППЦ);
б) по проходимости:
– обычной проходимости;
– повышенной;
в) по назначению:
– для транспортирования (АЦ);
– для транспортирования и заправки (АЦЗ);
г) по вместимости (грузоподъемности) цистерны;
д) по виду транспортируемого (заправляемого) продукта;
е) по типу несущего шасси:
– рамные (цистерна установлена на раме);
– несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);
ж) по типу технологического оборудования для выгрузки:
– под действием гравитационных сил (слив самотеком (ссыпание);
– механическая выгрузка;
– пневматическая выгрузка;
– выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних);
– самосвальная выгрузка.
По конструктивным признакам резервуары цистерн различают:
1) по форме поперечного сечения:
– круглые;
– эллиптические;
– прямоугольные (чемоданного типа);
2) по форме продольного сечения:
– постоянного сечения;
– переменного (уменьшенного в передней, средней или задней части);
3) по наличию отсеков и волнорезов:
– с одним отсеком;
– с дополнительным отсеком;
– с несколькими отсеками;
– без волнорезов;
– с одним или несколькими волнорезами;
4) по теплоизоляционным характеристикам:
– без теплоизоляции;
– с термоизоляцией;
– с дополнительным подогревом или самообогревом;
5) по виду материала:
– обычная сталь;
– высокопрочная сталь без внутреннего покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмаль, свинец, цинк, эпоксидная пленка);
– нержавеющая сталь;
– пластмасса, армированная стекловолокном и т. д.
При проектировании АЦ учитывают свойства продукта:
– плотность;
– давление насыщенных паров;
– электризуемость;
– коррозионность;
– токсичность и т. д.
Выпускают и используют цистерны 4-х классов:
1 – для взрывчатых веществ;
2 – для газов сжиженных и сжатых, а также растворенных под давлением;
3 – для легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ);
4 – для легковоспламеняющихся веществ и материалов.
Дополнительные требования к СПС:
– вывод глушителя вперед и вправо вне зоны цистерны;
– защита топливного бака со стороны глушителя экраном или сеткой (на расстоянии не менее 20 мм);
– в электрических цепях – дополнительные предохранители (выключатели), выключатель массы АКБ должен находиться в кабине водителя;
– лампы освещения с защитными решетками;
– проводка прокладывается в трубках;
– заземление АЦ;
– наличие двух огнетушителей вне кабины;
– система информации об опасности (надписи, проблесковый фонарь) и т. д.
Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр, отражающих:
– назначение цистерны;
– номинальную вместимость в метрах кубических;
– цифровую часть обозначения марки шасси.
Например, АТМЗ-4,5-375: автотопливомаслозаправщик с цистерной (основной, под горючее) вместимостью 4,5 м3 на базе автомобиля Урал-375.
Кроме ГСМ в цистернах могут транспортироваться: В – вода; С – спирт; СЖ – спец жидкость.