Лекция 6. АВТОМОБИЛИ-САМОСВАЛЫ И САМОСВАЛЬНЫЕ АВТОПОЕЗДА
ВОПРОС 5. Электропневматический привод тормозов
К современным тормозным приводам технические требования по условиям безопасности движения очень жесткие. Обеспечить нормы по быстродействию и синхронности работы тормозов удается обычно, если длина магистрали, соединяющей тормозной кран тягача с воздухораспределителем прицепа, не превышает 15 м. Для автопоездов большой длины продолжительность прохождения воздуха по магистрали значительна и целесообразно применение электропневматического привода, включающего две системы: пневматическую (силовую) и электронную (управляющую).
Электрический сигнал различной интенсивности вырабатывается в управляющем элементе. Этот сигнал передается в электронный блок, управляющий модулятором. Модулятор, в зависимости от поступающего сигнала, соединяет полость тормозной камеры с ресивером, с атмосферой или перекрывает ее. Давление в тормозной камере измеряется электрическим манометром, данные передаются в электронный блок, где сравниваются с сигналом от управляющего элемента.
Таким образом, электронный блок постоянно отслеживает давление воздуха в тормозных камерах и, при помощи модулятора, обеспечивает соответствие его задаваемому значению.
Управляющий элемент может быть непосредственно связан с тормозной педалью или же через какие-нибудь промежуточные системы. Чаще всего управление осуществляется изменением силы или частоты тока.
Электропневматический привод дублируется для обеспечения работоспособности при выходе из строя электронной системы.
В силу сложности и дороговизны электропневматического привода им оборудуют чаще всего длиннобазные прицепы.
При анализе работы такого привода определено, что различие в продолжительности повышения давления в тормозных камерах элементов автопоезда не превышает 0,05 с. Электропневматический привод в настоящее время считается весьма перспективным.
ВОПРОС 1. Назначение и классификация самосвалов
Автомобиль-самосвал – специализированный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки различных грузов и полностью автоматизированной их выгрузки с помощью опрокидывающегося кузова. Платформа, шарнирно укрепленная на раме, может наклоняться назад или на боковую сторону на угол 45–55°.
Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда составляют около четверти эксплуатируемых грузовиков, а их суммарная грузоподъемность около трети грузоподъемности всех, находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей.
Самосвалы могут быть классифицированы по семи основным признакам:
а) по основному назначению:
– строительные,
– сельскохозяйственные,
– карьерные,
– узкоспециализированные (бетоновозы, минераловозы и др.);
б) по грузоподъемности:
– малой – до 2 т,
– средней – 2–6 т,
– большой – 7–14 т,
– особо большой (большегрузные) – свыше 14 т;
в) по типу подвижного состава:
– автомобиль-самосвал,
– самосвальный автопоезд (самосвальный тягач с одним или двумя прицепами-самосвалами),
– прицеп-самосвал (полуприцеп-самосвал);
г) по приспособленности к типу дорог:
– для всех видов дорог,
– ограниченного использования (только для дорог, допускающих нагрузку на мост не более 100 кН);
д) по проходимости:
– внедорожные большегрузные (типа БелАЗ),
– дорожные (колесные формулы 4х2 или 6х4),
– повышенной проходимости (4х4,6х6 и др.);
е) по способу разгрузки платформы:
– односторонняя назад,
– односторонняя на боковую сторону,
– двусторонняя на боковые стороны,
– трехсторонняя назад и на боковые стороны;
ж) по приспособленности для работы с прицепом:
– одиночный самосвал,
– самосвал-тягач (повышена мощность двигателя; коммуникации на прицеп(ы).
Наиболее распространены самосвалы и самосвальные автопоезда строительной группы. Грузы самые различные: от камня и щебня до сыпучих песка и извести, а также бетонные смеси и др. строительные растворы.
Сельскохозяйственные самосвалы тоже весьма многочисленны. В связи с тем, что плотность сельхозгрузов невелика (чаще всего < 1 т/м3), широко распространены надставные борта.
Карьерные самосвалы используют на открытых горных выработках. Это машины, как правило, особо большой грузоподъемности, с дизельным двигателем, работающим на экологически чистом топливе для предотвращения загазованности углубленных карьеров.
Узкоспециализированные самосвалы и автопоезда применяют для перевозки только одного определенного вида груза (бетоновозы, цементовозы, зерновозы).
Чаще всего разгрузка производится назад. Есть и самосвалы с предварительным подъемом груза (выгрузка на железнодорожный состав).
Кузова могут быть и съемными (сменными), а также саморазгружающимися. Последние предназначены для работы в пределах стройплощадки. Центр тяжести груженого кузова у них располагается за опорой кузова (в направлении его разгрузки). После отпирания замка, удерживающего кузов, он опрокидывается под действием момента с плечом от центра тяжести до опоры. Центр тяжести пустого кузова находится за опорой, поэтому, после сползания груза, кузов стремится опуститься в исходное горизонтальное положение, где его фиксируют запором.
Дорожные условия эксплуатации самосвалов также весьма разнообразны: от асфальта городских улиц до засыпанных камнем карьеров и бездорожья сельскохозяйственных угодий.