ВОПРОС 1. Общие требования к тормозным системам
Лекция 5. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОПОЕЗДОВ
Тормозные системы автотранспортных средств предназначены для снижения скорости движения вплоть до полной остановки и удержания АТС на стоянке.
В связи с ростом уровня требований к безопасности движения при увеличении скорости передвижения и массы АТС ужесточаются и нормативы к техническому совершенству и состоянию тормозных систем.
Требования к техническому состоянию АТС, находящихся в эксплуатации, по условиям безопасности движения регламентируются стандартами. ГОСТ 25478-91 определяет, в частности, требования к тормозному управлению.
Учитывая международный характер требований по безопасности конструкции АТС, ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств". В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний. Соглашение подписали более 20-ти европейских стран. СССР присоединился к Соглашению в 1987 г. Технические требования, предъявляемые к грузовым АТС, составным частям их конструкций и предметам дополнительного оборудования в Российской Федерации определяются Правилом 13-08 ЕЭК ООН. Этими требованиями руководствуются при проведении обязательной сертификации.
Основные требования Правила № 13-08 отражены в таблице 1.
На современных автомобилях применяют несколько типов тормозных приводов.
На легковых автомобилях и грузовых небольшой грузоподъемности применяют гидравлические приводы. На большегрузных автомобилях привод тормозов пневматический. У автомобилей семейства Урал – пневмогидравлический.
В тормозных системах автопоездов применяют в основном пневматические тормозные приводы. Соединение тормозных магистралей тягача и прицепа просто и экологически безопасно.
Гидравлические приводы, из-за сложности сочленения тормозных магистралей, применяют крайне редко.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНЫМ СИСТЕМАМ (основные показатели)
Наименование показателей | Грузовые автомобили с полной массой, Т (категория) | ||
≤ 3,5 (№ 1) | > 3,5 ≤ 12 (№ 2) | > 12 (№ 3) | |
Рабочая тормозная система | |||
Испытание типа О (двигатель отсоединен) – начальная скорость испытания, км / ч – тормозной путь, ≤ м – среднее установившееся замедление, ≥ м / с2 – сила на органе управления, ≤ Н | 61,2 5,0 | 36,7 5,0 | 36,7 5,0 |
Запасная тормозная система | |||
(Выполняется подобно испытанию типа О, двигатель отсоединен) – начальная скорость испытания, км / ч – тормозной путь, ≤ м – среднее установившееся замедление, ≥ м2 / с – сила на органе управления: Ручное, ≤ Н Педальное, ≤ Н | 95,7 2,2 | 54,0 2,2 | 38,3 2,2 |
Стояночная тормозная система (испытание с нагрузкой) | |||
– удержание в неподвижном положении (на спуске или подъеме), ≥ % – вместе с незаторможенным прицепом, ≥ % – сила на органе управления: Ручное, ≤ Н Педальное, ≤ Н |
На автопоездах малой массы иногда применяют инерционные тормозные приводы. Принцип действия – при накате прицепа на тормозящий тягач специальное устройство включает тормоза прицепа. Интенсивность набегания и торможения прямопропорциональны. Такая система проста, но ей присущи недостатки. Торможение прицепа запаздывает и вместе с этим набегание его на тягач увеличивает тормозной путь и ухудшает маневренность автопоезда. Кроме того, прицеп может затормаживаться и при движении по неровностям дороги.
Наиболее перспективны электропневматические тормозные приводы. У них выше быстродействие и легче оптимизация законов нарастания тормозных моментов на мостах автопоезда.