ВОПРОС 1. Прицепной состав
Лекция 4. Поворотные устройства прицепов
ВОПРОС 3. Пути совершенствования сцепных устройств
Необходимость совершенствования тягово-сцепных устройств вызвана двумя причинами.
Во-первых, необходимо обеспечить как маневренность, так и устойчивость движения транспортного средства, а во-вторых, важно максимально приблизить прицеп к тягачу. При повороте автопоезда расстояние между тягачом и прицепом должно быть не менее 50 мм. К этому расстоянию и стремятся, т. к. общая длина автопоезда ограничивается, а минимальные зазоры между звеньями автопоезда позволяют увеличить геометрическую вместимость грузовых помещений, что очень важно при перевозке легковесных объемных грузов.
Данная задача может быть решена применением укороченных тягово-сцепных устройств.
На кафедре автомобильного транспорта НовГУ разработаны и защищены авторскими свидетельствами конструкции тягово-сцепных устройств (А. с. СССР №№ 1620336, 163280, 1703497). Длина дышла минимальна при движении по прямой. При повороте, в результате гидромеханического воздействия, длина увеличивается, обеспечивая выполнение приведенных выше требований.
Кроме перечисленных причин и способов их решения, тягово-сцепные устройства должны совершенствоваться по общетехническим направлениям:
- упрощение конструкции;
- облегчение сцепки-расцепки;
- снижение материалоемкости;
- повышение надежности и т. д.
Постоянно улучшаются конструкции седельно-сцепных устройств. Кроме получившего наибольшее распространение двухзахватного полуавтоматического без устранения зазора шкворневого устройства следует обратить внимание и на другие конструкции. Это и широко используемые за рубежом однозахватные шкворневые седельно-сцепные устройства, и роликовые устройства. Необходимо, используя лучшие современные конструкции, разрабатывать улучшенные и новые устройства, обеспечивающие высокую степень автоматизации, безопасности и надежности в работе.
Как упоминалось в предыдущей лекции, прицепной состав включает:
– прицепы – транспортные средства, соединяемые с автомобилем-тягачом тягово-сцепными устройствами;
– полуприцепы – транспортные средства, соединяемые с тягачом седельно-сцепным устройством;
– прицепы-роспуски, соединяемые с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством, а также грузом, один конец которого опирается на коник роспуска, а другой – на коник автомобиля-тягача.
Прицепы и полуприцепы делят на общетранспортные (универсальные) и специализированные.
Главный классификационный признак прицепа (полуприцепа) – число осей. Различают:
– одноосные,
– двухосные,
– трехосные,
– многоосные (прицепы-тяжеловозы).
По конструкции поворотного устройства:
– с управляемыми колесами;
– с поворотной осью (тележкой);
– полуприцепы:
а) с неуправляемыми колесами;
б) с управляемыми колесами или поворотные оси (тележки);
в) с самоустанавливающимися колесами.
По приводу колес прицепа:
– с активным приводом колес от трансмиссии тягача;
– с пассивным приводом.
Общие технические требования к прицепному составу:
– соответствие габаритов и весовых параметров, прицепов, полуприцепов и соединительных устройств нормативно-технической документации;
– дорожный просвет прицепного состава (кроме тяжеловозов) должен быть не меньше, чем у тягача;
– размеры и установка тягово-сцепных устройств (кроме тяжеловозов) должны обеспечить при максимальном сближении углов кузовов тягача и прицепа на повороте расстояние между ними не менее 50 мм;
– конструкция прицепа (полуприцепа) должна обеспечить движение со скоростью, соответствующей максимальной скорости автомобиля тягача.
Для создания специализированного прицепного состава используют в основном базовые модели выпускаемых прицепов и полуприцепов.
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы имеют оригинальные конструкции, иногда в единичном экземпляре.
Оси прицепного состава должны обеспечить достаточную жесткость при минимальных размерах. Балки осей имеют круглое, квадратное, прямоугольное, двутавровое и др. сечения.
Наибольшее распространение получили балки с трубчатым сечением и запрессованной цапфой или с обжатыми концами, обработанными под цапфы. Ступицы и колеса на осях прицепных звеньев в большинстве случаев такие же, как и на мостах автомобилей.
На прицепах и полуприцепах применяют подвески с металлическими (обычно в виде рессоры), резиновыми, пневматическими и упругими гидравлическими элементами или комбинации этих элементов. Чаще всего используют рессоры. Для прицепного состава с большим количеством колес (тяжеловозов) применяется в основном гидравлическая подвеска. Иногда применяют независимую торсионную подвеску (прицеп МАЗ-5224В).
Опорные устройства предназначены для удержания отсоединенного от тягача полуприцепа в горизонтальном положении.
В основном используют катковые двухопорные устройства. Катки поднимают и опускают до соприкосновения с землей при помощи механического, гидравлического, электрического или пневматического привода. Как правило, механический с редуктором (двухскоростным) на каждую опору. Вращение редукторов производит водитель рукояткой.