V. Европейский центральный банк и европейская система центральных банков

19-04-2008

12-04-2008

05-04-2008

 

Помимо Европарламента в рамках ЕС работают еще 2 консультативных органа, призванных представлять интересы, определенных категорий населения стран ЕС – это экономический и социальный комитет и комитет регионов.

 

В настоящее время в каждый из этих органов входит по 344 члена. Они представляют все государства-участники пропорционально их населению. Задачей экономического и социального комитета является дача рекомендаций и заключений руководящим органами ЕС по вопросам экономического и социального развития стран ЕС. Членов Экономического социального комитета можно разделить на 2 основные группы – на работодателей, которых представляют предприниматели, директора крупных предприятий и работополучатели, интересы которых представляют руководители профсоюзных организаций и объединений.

 

В настоящее время члены экономического и социального комитета назначаются советом по представлению соответствующих государств, предлагающих вдвое большее число кандидатур, чем число вакансий сроком на 4 года. Работа в экономическом и социально комитете оплачивается.

 

Комитет регионов призван представлять субъекты федерации и административно-территориальные единицы государств участников. Членов комитета регионов и их заместителей, которые вправе принимать участие в заседании комитета, замещая основного представителя назначает совет по представлению соответствующих правительств. Советы избирают своих председателей и формируют бюро, которые и руководят работой комитетов в соответствии с принятыми ими правилами процедуры.

 

Основной задачей обоих комитетов является дача консультативных заключений по вопросам, относящимся к их ведению. При принятии нормативных актов ЕС по широкому кругу вопросов предусмотрено получение заключений этих комитетов. ПРИ этом установлен срок в течение 6 недель для предоставления такого заключения. Если заключение в течение этого срока не представлено, то законотворческий процесс продолжается в обычном порядке. Данные заключения носят рекомендательный характер и могут не учитываться при принятии нормативного акта. Кроме того, Совет, комиссия или Европарламент вправе запрашивать заключения комитетов по любым иным вопросам. Также комитеты вправе представить заключения по собственной инициативе.

 

 

IV. Суд Европейских сообществ. Счетная палата и Уполномоченный по правам человека (омбудсман)

 

Суд Европейских Сообществ по ЛД будет переименован в Суд ЕС. Компетенция Суда Европейских Сообществ распространяется не на все право ЕС, а только на первую опору, однако и после переименования Суда его компетенция по-прежнему останется неизменной.

 

Суд Европейских Сообществ

 

- существует 2 значения этого термина:

1. вся судебная система судебных органов ЕС и Европейских Сообществ (3 звена).

2. Собственно Суд Европейских Сообществ.

 

Порядок функционирования специализированных судов, их численность и порядок назначения судей определяются специальными решениями Совета и Парламента об учреждении данных специализированных судов. К такому решению, принимаемому в рамках обычной законодательной процедуры прилагается Устав такого специализированного суда.

 

Суд Европейских Сообществ (вся система) функционирует на основе Устава, содержащегося в Приложении к Договору в Ницце. Кроме того, порядок рассмотрения дел в Суде Европейских Сообществ и Суде первой инстанции определяется Правилами процедуры Суда Европейских Сообществ 1991 года и Правилами Процедуры Суда первой инстанции 1991 года.

 

В настоящее время в Суде Европейских Сообществ входит 27 судей, которые назначаются на срок в 6 лет по единогласному решению Совета. Лиссабонским Договором предусмотрено создание специальной коллегии из 7 видных юристов (которые в прошлом занимали позиции в высших судебных инстанциях своих государств или международных организациях) для дачи рекомендаций для назначения в Суд Европейских Сообществ и Суд первой инстанции (Общий Суд – по Лиссабонскому договору).

 

В состав Суда ЕС входит 8 генеральных адвокатов. Эта должность не имеет аналогов в российском праве и праве многих европейских государств. Задача генеральных адвокатом – подготовка заключений по рассматриваемым Судом делам. В этих заключениях адвокаты должны сформулировать позицию, наиболее выгодную не для спорящих сторон, а для ЕС и Европейских Сообществ в целом. Заключения не имеют обязательного для Суда характера, но они публикуются вместе с вынесенным решением Суда и оказывают определенное влияние на развитие права ЕС в целом. Если Суд отвергает заключение генерального адвоката, то он должен привести определенные аргументы.

 

Генеральные адвокаты пользуются всеми правами судей Суда Европейских Сообществ.

 

Суд Европейских Сообществ и Суд первой инстанции работают в г. Люксембурге. Судьи, генеральные адвокаты и все другие служащие суда пользуются привилегиями и иммунитетов служащих Европейских Сообществ в соответствии с протоколом 1965 года.

 

Основными задачами Суда являются:

 

1. рассмотрение жалоб против государств членов относительно нарушения ими своих обязательств по Учредительным договорам и иным нормам права ЕС. Такие жалобы вправе предъявить государство участник или Комиссия. Если жалобы выдвигается комиссией, то сначала она направляет свои претензии государству-нарушителю. Получив от него объяснения, Комиссия либо удовлетворяется ими либо сообщает государству свое мнение по поводу данного вопроса. Если государство либо не дает ответа на представление Комиссии либо пренебрегает им, то только после этого Комиссия вправе передать дело в Суд ЕС.

 

Судопроизводство в Суде ЕС и Суде первой инстанции состоит из 2 частей:

- письменное судопроизводство

- устное судопроизводство

 

На стадии письменного судопроизводства сначала государство, в отношении которого подана жалоба, представляет ответ на жалобу. Далее государство, подавшее жалобу может представить свой меморандум в отношении полученного ответа. Государство-ответчик может подготовить свой контрмеморандум в отношении полученного от заявителей меморандума. По общему правилу доказательства предоставляются спорящими сторонами. Но суд имеет право сам запросить необходимые доказательства.

 

Если Суд решит, что нарушение права ЕС действительно имело место, то государство ответчик обязано исправить допущенные нарушения и выполнить решение суда. Наблюдение за выполнение решений суда осуществляет Комиссия. Если по ее мнению решение суда не выполняется или выполняется не в полном объеме, то Комиссия запросив объяснения соответствующего государства вправе высказать свое мнение о мерах, которые необходимо принять для выполнения решения Суда. Для этого Комиссия устанавливает определенный срок, в случае нарушения которого Комиссия вправе опять передать дело в Суд ЕС. При этом однако предметом рассмотрения будет не спор по существу, а вопрос о наложении денежного штрафа, который Комиссия считает необходимым взыскать с нарушителя. Если Суд поддерживает решение Комиссии, то на государство нарушителя может быть возложена обязанность уплатить эту сумму штрафа или пеней за каждый день невыполнения своих обязательств.

 

То есть Суд ЕС является гарантом , обеспечивающим исполнение права ЕС. Ведь комиссия не имеет исполнительных органов на местах, ее решения должны выполняться местными органами государственной власти. В случае неисполнения решения Комиссии единственное, что она может сделать это обратиться в суд.

 

Однако право ЕС никак не решает вопрос о том, что делать, если государство отказывается платить по решениям Суда ЕС. . С одной стороны, можно уменьшить помощь этому государству,однако как поступать, если само такое государство является «донором»?

 

2. Суд ЕС принимает решения о принудительно отставке и лишении пенсий в отношении высших должностных лиц ЕС: членов Комиссии,судей Суда ЕС, членов Счетной Палаты.

 

3. Суд ЕС рассматривает апелляционные жалобы на решения Суда первой инстанции (Общего Суда – по ЛД). При этом такая жалоба должна касаться только вопросов права, а не установления фактов.

 

В суд Первой инстанции в соответствии с ЛД входит не более одного судьи от каждого государства участника. Они назначаются в том же порядке, что и судьи ЕС. Генеральных адвокатов в Суде первой инстанции нет. С появлением суда первой инстанции сроки рассмотрения дел кардинально не уменьшились (но на сегодня они меньше, чем могли бы быть). При необходимости количество судей Суда первой инстанции можно увеличить, не изменяя при этом положений учредительных документов ЕС.

 

Порядок рассмотрения дел в Суде первой инстанции аналогичен порядку рассмотрения, установленному для Суда ЕС.

 

В настоящее время Суд первой инстанции рассматривает следующие категории дел:

 

А). Жалобы на неисполнение или ненадлежащее исполнение норм права ЕС руководящими органами ЕС и Европейских Сообществ, а также другими органами, агентствами и учреждениями ЕС. Жалобы на эти органы могут подать все государства участники, другие органы ЕС, частные ЮЛ и ФЛ, если они понесли убыток, ущерб от ненадлежащих действий.

 

При подаче заявления определяется официальный язык рассмотрения дела. В данной категории дел по общему правилу официальный язык – это язык государства заявителя. В других категориях дел официальным языком является язык государства-ответчика.

 

Если Суд признает невыполнение каким-либо органом ЕС своих обязанностей, предусмотренных Учредительным Договором, то он вправе обязать данный орган совершить требуемые действия, либо прекратить осуществлять какие-либо действия, либо издать/отменить какой-либо нормативный акт.

 

Б). Суд первой инстанции дает консультативные заключения по запросу национального судебного органа по вопросам толкования Учредительных договоров и нормативных актов ЕС. Эти консультативные заключения обязательную силу для национальных судов.

 

В). Суд первой инстанции рассматривает все споры о возмещении вреда, нанесенного Европейскими Сообществами и их органами третьим лицам.

 

Г). Суд первой инстанции рассматривает споры, отнесенные по соглашению между сторонами к его компетенции.

 

Д). Суд первой инстанции рассматривает апелляционные жалобы на решения, вынесенные специализированными судами.

 

Суд ЕС – первое звено судебной системы ЕС, Суд первой инстанции – второе звено.

 

Третьим звеном судебной системы ЕС являются судебные коллегии, переименовываемые в соответствии с ЛД в специализированные Суды, оторые учреждаются решениями Совета. На решений специализированных судов можно подать жалобу в Суд первой инстанции (общий суд).

 

 

Счетная палата

 

СП (иногда переводят как суд аудиторов) состоит из 27 членов, назначаемых от каждого государства участника. Члены палаты назначаются персонально советом после согласования и европейским парламентом на 6 лет с правом повторного назначения. Членом палаты мб лицо, имеющее высокую квалификацию в области аудита, являющееся гражданином одного из государств–участников, чья независимость не вызывает никаких сомнений. При исполнении своих обязанностей члены палаты не должны получать или просить указаний у правительств или других организаций, не должны занимать другие посты или должности даже на безвозмездной основе, а также должны воздерживаться от действий не совместимых с их обязательствами, взятыми на себя членами палаты. Палата избирает своего председателя на срок в три года с правом переизбрания. Свои решения палата принимает коллективно простым большинством голосов.

 

СП осуществляет аудиторскую проверку всех доходов и расходов европейских сообществ и ЕС, а также всех организаций и институтов, созданных ЕС и европейскими сообществами. Проверка дб осуществлена до закрытия счетов соответствующего финансового года, который совпадает с календарным. Проверки осуществляются как по документам, так и на месте при помощи компетентных аудиторских органов государств-участников. По окончании финансового года СП составляет ежегодный отчет, который направляется в главные органы ЕС и публикуется в его официальных изданиях. Кроме того, СП вправе в любое время сообщить о своих наблюдениях по отдельным вопросам в виде отдельного документа по собственной инициативе или по просьбе других руководящих органов ЕС.

 

Уполномоченный по правам человека

 

Омбудсмен – эта должность была учреждена в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года. Омбудсмен назначается Европейским парламентом и остается в должности в течение всего срока полномочий Парламента данного созыва с правом нового назначения. Омбудсмен дб полностью независим в своих действиях и до истечения срока своих полномочий он не имеет права занимать какие-либо иные посты даже на безвозмездной основе. До истечения срока своих полномочий Омбудсмен мб освобожден от выполнения своих обязанностей судом Европейских Сообществ по ходатайству Европейского Парламента, если он более не соответствует требованиям, предъявляемым к его должности или виновен в серьезном нарушении. Порядок деятельности Омбудсмена определяется Европарламентом по согласованию с Комиссией и советом. Основной задачей Омбудсмена является независимый контроль за деятельностью руководящих органов ЕС и Европейских сообществ. Любой гражданин ЕС, а также любое физическое лицо, постоянно проживающее на территории ЕС или зарегистрированное там, юридическое лицо вправе обратиться к Омбудсмену с жалобой на плохую работу органом ЕС за исключением Суда Европейских сообществ в их действиях по отправлению правосудия.

 

Жалобы на деятельность руководящих органов ЕС подаются непосредственно омбудсмену или через посредничество депутата Европейского парламента. Омбудсмен также вправе действовать и по собственной инициативе за исключением случаев, когда данное дело уже является предметом судебного разбирательства, омбудсмен проводит самостоятельное расследование. Установив факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей тем или иным служащим ЕС он сообщает об том органу-нарушителю, которому предоставляется три месяца для подготовки ответа. Получив ответ омбудсмен составляет свой отчет по данной жалобе, который он направляет в Европейский парламент лицу, подавшему жалобу или в соответствующий орган. Омбудсмен предоставляет ежегодный отчет Европейскому парламенту о проведенных расследованиях.

 

 

ЕЦБ и ЕСЦБ были созданы в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года, учредившим экономический и валютный союз государств-участников. Основной задачей ЕЦБ и ЕСЦБ является создание единого эмиссионного центра государств-членов ЕС, выпускающего в обращение единую валюту для государств-участников (Евро).

 

ЕСЦБ состоит из ЕЦБ и центральных банков стран-членов зоны Евро, находящихся в подчинении у ЕЦБ. Органами управления ЕСЦБ являются органы управления ЕЦБ – это управляющий совет, исполнительный совет и президент. В управляющий совет входят члены исполнительного совета ЕЦБ и управляющие центральными банками стран-участниц. Управляющий совет проводит свои заседания не реже, чем 10 раз в году, на них могут присутствовать председатель совета ЕС, и председатель Европейской комиссии и другие члены европейской комиссии без права голоса. Кроме специально установленных случаев решения управляющего совета принимаются простым большинством голосов, по принципу 1 человек - 1 голос. Однако по вопросам определения размеров капитала ЕЦБ, передаче резервов иностранной валюты в ЕЦБ, распределение доходов и убытков ЕЦБ, решения принимаются на основе взвешенного голосования, то есть каждый управляющий имеет столько голосов, сколько представляемое им государство внесло в капитал ЕЦБ. При этом члены исполнительного совета в голосовании не участвуют. Решения считаются принятыми, если ЗА высказалось большинство государств-членов, располагающих более чем 2/3 капитала банка.

 

Исполнительный совет состоит из Президента Банка, вице-президента и 4 членов. Членами Совета могут быть только граждане государств членов, имеющих большой опыт работы в банковской сфере и высокий авторитет в банковском сообществе. Они назначаются персонально Европейским советом по рекомендации совета после консультаций с Европейским парламентом и управляющим советом на 8 лет без права повторного назначение. Если член исполнительного совета не соответствует занимаемой должности или виновен в серьезном нарушении суд Европейских сообществ по ходатайству управляющего совета или исполнительного совета может отправить его в отставку. Каждый член исполнительного совета имеет 1 голос, решения принимаются большинством голосов, а в случае равенства голосов решающим является голос президента. Члены исполнительного совета работают на основании договоров, заключаемых с ЕЦБ. Условия этих договоров принимаются управляющим советом на основе предложений специального комитета, состоящего их представителей Совета ЕС и управляющего совета.

 

ЕСЦБ = ЕЦБ + центральные банки государств зоны евро.

 

ЕЦБ – не первый эмиссионный банк. Единая валюта существует в Африке – в Западной Африке и Центральной Африке. Это был франк СФА, который изначально был привязан к французскому франку, а затем к евро.

 

Все служащие ЕЦБ пользуются привилегиями и иммунитетами служащих ЕС и европейских сообществ в соответствии с Брюссельским Протоколом 1965 года. Управляющие центральными банками государств-членов назначаются в соответствии с национальным законодательством на срок не менее 5 лет. Решения о его увольнении может быть оспорено в Суде Европейских сообществ самим управляющим или управляющим совета. В соответствии с договором, учреждающим Европейское сообщество (договор о функционировании ЕС) и уставом ЕЦБ при исполнении своих обязанностей все органы и должностные лица ЕСЦБ являются полностью независимыми. Правительства государств участников должны воздерживаться от попыток повлиять на их решения, а они сами обязаны не просить и не получать указаний от кого бы то ни было.

 

Основной целью деятельности ЕЦБ является поддержание стабильности цен и без ущерба для этого поддержка общей экономической политики ЕС. Основными задачами ЕСЦБ являются:

  1. определение и осуществление финансовой политики ЕС.
  2. проведение обменных операций с иностранной валютой.
  3. хранение и управление официальными резервами иностранной валюты государств-членов.
  4. содействие беспрепятственному функционированию платежной системы. В ЕСЦБ входят центральные банки государств-участников экономического и валютного союза (государств-членов зоны евро).

 

Главным критерием для вступления в зону евро являлось соотношение между дефицитом бюджета данного государства и размерами его валового внутреннего продукта. Этот размер не должен превышать 3% от объема ВВП. Это требование к государствам членам зоны евро сохраняется и сейчас.

 

Страны зоны евро

 

Первоначально в зону евро были включены 2 государств – Ирландия, Финляндия, ФРГ, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия, Испания, Португалия и Греция. Впоследствии в зону евро вступили Словения, Мальта и Кипр.