III. Европейский Парламент, Комитет регионов, Экономический и Социальный Комитеты

29-03-2004

 

В Совете ЕС есть «блокирующее меньшинство» - 4 государства одновременно выступив против принятия какого-либо решения, блокируют это решение.

 

II. Европейская Комиссия (Комиссия ЕС)

 

Европейская Комиссия – это главный исполнительный орган ЕС. Основными задачами Европейской Комиссии являются:

 

- обеспечение исполнения учредительных договоров

- контроль за исполнением нормативных актов ЕС и Европейских сообществ

- исполнение бюджета организации.

 

Европейская комиссия осуществляет координацию деятельности государств-членов в вопросах, относящихся к сфере общего ведения ЕС и государств-членов и осуществляет представительство ЕС в его внешних сношениях с другими государствами и международными организациями без ущерба для полномочий верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности. Только Европейская комиссия обладает правом предлагать проекты нормативных актов ЕС и Европейских сообществ. Срок полномочий Европейской комиссии – 5 лет. До 31 октября 2014 года в нее должны входить по 1 гражданину от каждого из государств-членов, включая и председателя комиссии и верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности, который в соответствии с Лиссабонским договором по должности будет являться заместителем председателя комиссии. После 2014 года число членов Комиссии должно составлять 2/3 от общего числа государств-членов, если Европейский Совет единогласно не решит иное.

 

Членами Комиссии могут быть граждане государств-членов, избираемые на основе принципа равной (правила ротации будут распространяться на все государства, не будет постоянных членов, представителей крупнейших государств ЕС) ротации среди государств-членов.

 

Члены Комиссии избираются на основе их личной компетенции среди лиц, чья приверженность европейской интеграции и личная независимость не вызывает сомнений. При исполнении своих обязанностей члены Комиссии не должны ни запрашивать, ни получать указаний от какого-либо правительства или органа. Они должны воздерживаться от любых действий, несовместимых с надлежащим исполнением их обязанностей. Европейскую Комиссию возглавляет ее председатель. ОН определяет руководящие направления деятельности комиссии, ее организационную структуру с целью обеспечить ее согласованное и эффективное функционирование, назначает вице-председателя комиссии. По предложению председателя любой член комиссии должен подать в отставку. Кандидатуру председателя Комиссии предлагает Европейский Совет с учетом результатов выборов в Европейский Парламент и после проведения консультаций с его депутатами. Решения Европейского Совета о кандидатуре председателя Комиссии принимается квалифицированным большинством. Европейский Парламент должен большинством от списочного состава одобрить предложенную кандидатуру. Если кандидат не получит необходимого числа голосов Европейский Совет должен в течение месяца предложить другую кандидатуру.

 

Далее Совет принимает список иных членов Комиссии, согласованный с избранным председателем комиссии. Кандидатов в члены комиссии предлагают государства-участники. Общий состав членов Комиссии должен быть одобрен Европейским Парламентом в целом. На основе этого одобрения данный состав Комиссии назначается Европейским Советом квалифицированным большинством. Ныне действующая Европейская Комиссия приступила к исполнению своих обязанностей в 2004 году. Ее председателем является Жозе Мануэль Баррозо (бывший премьер-министр Португалии). В западноевропейских странах членами комиссии, как правило, назначают отставных политиков.

 

Европейская Комиссия ответственна перед Европейским Парламентом. Европейский Парламент вправе принять решение о недоверии Комиссии и в этом случае Комиссия в полном составе должна уйти в отставку. Единственный раз в истории это случалось в 1999 году (финансовые нарушения).

 

Служащие Европейской Комиссии в соответствии с Брюссельским протоколом 1965 года о привилегиях и иммунитетах Европейских Сообществ пользуются следующими иммунитетами и привилегиями на территории государств-участников:

  1. они освобождаются от юрисдикции государств-членов в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей и сохраняют этот иммунитет и после ухода в отставку. Однако их действия могут быть предметом рассмотрения в Суде ЕС.
  2. они и члены их семей не подвергаются иммиграционным ограничениям.
  3. они имеют право на беспошлинный ввоз предметов обстановки, мебели и автомобиля при первоначальном занятии должности в данной стране.
  4. служащие ЕС и европейских сообществ освобождаются от всех налогов на заработную плату государства пребывания, однако, облагаются специальным подоходным налогом, взыскиваемым в бюджет Европейских Сообществ. Место пребывания Комиссии ЕС – Брюссель.

 

 

Из всех руководящих органов ЕС и европейских сообществ именно полномочия европейского парламента расширились больше всего. Если по Римским договорам 1957 года Европейский Парламент (Ассамблея) имел только совещательные функции, то в настоящее время он является равноправным участником законодательного процесса в ЕС. Вместе с тем, полномочия Европейского Парламента по-прежнему меньше, чем у Парламентов государств-участников. Ни депутаты Парламента, ни он сам не имеют права законодательной инициативы. Также Европарламент не имеет возможности образовывать Комиссию в соответствии с распределением политических сил в Парламенте. В настоящее время в Европейский Парламент входит 785 депутатов. ПО Лиссабонскому договору максимальное число депутатов Парламента не должно превышать 750 человек + Председатель, то есть 751 человек. При этом от одного государства-участника не может быть избрано меньше 6 депутатов и больше 96.

 

В соответствии с положениями Договора в Ницце численность Парламента не должна превышать 732 депутата, но в настоящее время в его состав входит 785 депутатов. В соответствии с ЛД число депутатов не должно превышать 750. При этом максимальное число депутатов от одной страны не должно быть больше 96 и меньше 6.

 

Депутаты Парламента избираются всеобщим тайным голосованием населением государств участников сроком на 5 лет. Последние выборы в Парламент прошли в 2004 году. После приема в ЕС 10 новых государств.

 

Выборы в Парламент во всех государствах участниках кроме Великобритании проходят по пропорциональной системе. В самой Великобритании по пропорциональной системе выборы проводятся только в Северной Ирландии, в остальной стране – по мажоритарной системе.

 

В 1970х годах было принято решение о преобразовании Ассамблеи в Парламент. 1е выборы прошли в 1979 году. Сейчас наибольшее числе представителей у Германии – 99 человек.

 

Основные функции Парламента – законодательная и контрольная. Парламент и его депутаты не обладают правом законодательной инициативы, но Парламент вправе просить Комиссию предоставить проект нормативного акта по тому или иному вопросу.

 

После вступления в силу Лиссабонского договора Парламент станет полностью самостоятельным субъектом законодательного процесса.

 

Парламент осуществляет контроль за деятельностью Комиссии. Большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих и не менее ½ от списочного состава Парламент вправе отправить в отставку Комиссию. Кроме того, по просьбе ¼ депутатов Парламент может создать следственную комиссию по рассмотрению возможных нарушений права ЕС. За исключением тех случаев, когда это уже является предметом рассмотрения Суда ЕС.

 

По общему правилу решения Парламента принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих при наличии кворума, но в специально оговоренных Учредительным договором случаях решения Парламента принимаются квалифицированным большинством голосов (например, при решении вопроса об отставке Комиссии).

 

Пленарные заседания Парламент проводит в Страсбурге 1 неделю в месяц. Оставшиеся 3 недели депутаты работают в Брюсселе.

 

В соответствии с Протоколом 1965 года о привилегиях и иммунитетах Европейских Сообществ депутаты Парламента имеют следующие привилегии и иммунитеты:

 

  1. во время сессии Парламента, а также во время нахождения в пути к месту заседаний на территории своего государства они пользуются иммунитетами депутатов своего национального Парламента, а на территории государств-членов – иммунитетом от ареста и иных следственных действий;
  2. депутат не подлежит какому-либо преследованию за выступление или голосование в Парламенте;
  3. депутатам не может чиниться каких-либо препятствий во время их передвижения к месту заседания Парламента и возвращения на место постоянного жительства.

 

Европейский Парламент может лиц=шить иммунитета любого из своих депутатов. У депутатов нет круглогодичного иммунитета, он действует только на время сессий.