Практическая часть
Задание 1.Из данных простых предложений постройте сложные, отразив в них: а) причинно-изъяснительные отношения: Для дела это чрезвычайно важно. Только в зависимости от количества поддельных документов может быть правильно решен вопрос. Должен ли Михайлов быть подвергнут уголовному наказанию,? б) условно-определительные отношения: Три года со дня совершения преступления истекли. За такое преступление может быть назначено лишение свободы на срок не свыше трех лет. Согласно ст. 37 ч. 1 УК РФ лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности', в) уступительно-изъяснительные отношения: Водитель реанимобиля выехал на перекресток на красный сигнал светофора. Стоявший во встречном направлении бензовоз тронется с места и будет делать левый поворот, пересекая путь движения реанимобилю. Водитель реанимобиля мог и должен был предвидеть это.
Задание 2.Выделите сложные предложения, определите их функции. Исправьте ошибки в их построении. Напишите резолютивную часть. Не забудьте, что в ней неуместна пассивная
форма выражения. Исправьте ошибки в употреблении слов, в выборе синтаксических конструкций. Обратите внимание на оформление мотивировочной части. Сравните текст данного обвинительного заключения с текстами современных обвинительных заключений, приведенных в приложениях. Установите, какая разница в их оформлении.
УТВЕРЖДАЮ
Прокурор Советского р-на советник юстиции «8» ноября 1972 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 13166 по обвинению Солонина Юрия Николаевича по ст. 2II1 УК РСФСР
Настоящее дело возбуждено по факту управления в нетрезвом состоянии автотранспортным средством гр-ном Солониным (л. д. 2).
Расследованием установлено:
8 января 1972 года Солонин, работая водителем пассажирского автобуса № 62-20 КЯ, был задержан сотрудником ГАИ в с. Сухобузимо за управление автомашиной в нетрезвом состоянии. За данное правонарушение был подвергнут административному наказанию — лишению прав управления сроком на один год. Однако, будучи лишенным прав управления, Солонин 31 августа 1972 года, будучи в нетрезвом состоянии, самовольно выехал с территории ДСК на автопогрузчике № 07-15 и был задержан на проспекте Восточный сотрудником ГАИ.
Будучи допрошенный в качестве обвиняемого по ст. 211' УК РСФСР, Солонин вину свою признал и пояснил, что 8 января 1972 г. он был задержан в с. Сухобузимо за управление автомашиной в нетрезвом состоянии, за что был лишен водительских прав сроком на один год. 31 августа 1972 г. он по просьбе начальника цеха тов. Жулина работал на автопогрузчике на территории ДСК. Во время рабочего дня распивал спиртные напитки, а затем поехал в Зеленую Рощу, где был задержан сотрудником ГАИ (л. д. 1).
Вина Солонина доказана показаниями свидетеля Карачинце- ва А. Г., который пояснил, что 31 августа 1972 года днем на пр. Восточный он задержал в нетрезвом состоянии Солонина за управление автопогрузчиком в нетрезвом состоянии (л. д. 1).
Свидетель Жулин И. Ф. пояснил, что 31 августа 1972 года он попросил Солонина подменить больного водителя автопогрузчика. Солонин должен был отвозить продукцию от контейнера до складов, расположенных в 10—15 метрах. Позднее он узнал, что Солонин распивал спиртные напитки во время работы и на автопогрузчике уехал самовольно в Зеленую Рощу.
На основании изложенного:
Солонин Юрий Николаевич, 8/9—1944 года рождения, уроженец Алтайского края, Шипуновского района, с. Хлопуново, русский, б/п, гр-н СССР, образование 10 классов, не судим, временно не работает, проживает г. Красноярск, ул. Устиновича, 24, комната 325.
Задание 3. Вст. 45, 59, 107, 113СК РФвыделите сложные предложения. Сделайте вывод, какие виды придаточных характерны для этого Кодекса.
Задание 4.Прочитайте ст. 108АПК РФ,отметьте, чем осложнено каждое придаточное предложение (однородными членами, причастным или деепричастным оборотом). Объясните, за счет чего достигается ясность в сложном предложении. В 5-м придаточном предложении найдите ошибку, связанную с употреблением однородных членов предложения; устраните ее.
Задание 5.Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях, устраните их. Не забывайте о точности словоупотребления. Обратите внимание на пример № 8. Вспомните, что такое угроза. С каким словом в предложении не сочетается глагол угрожал?
[1] Меркурьев в своих показаниях пояснил, что взял нож из газона,
которым ударил студента. 2. Ответчику направлена претензия, на которую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться. 3. Таким
образом, подсудимым совершены злостные хулиганские действия, отличающие по своему содержанию особой дерзостью, поскольку события происходили в общественном месте на ул. Пугачева, следовательно, был грубо нарушен общественный порядок, проявлено явное неуважение к гражданам и причинено физическое насилие над потерпевшим, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 213 УК РФ.
[1] 18 сентября 2004 года в вечернее время около клуба деревни Кулаково
началась взаимная драка между Милюковым, Вагиным и Сычевым, которая продолжалась продолжительное время и затем прекратилась, по
сле чего Милюков ушел к своей теще и вскоре вернулся назад, где вновь началась ссора с Вагиным и Сычевым, где вытащил из кармана нож и бросился за Вагиным, который побежал от него, тогда Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, здесь же подбежал Вагин, и они стали бить Милюкова. 5. Власова была задержана 10 апреля 1999 года в Игарке, при задержании у которой было обнаружено 700 тысяч рублей. 6. Затем, когда Рукосуев хотел пойти в милицию и заявить о действиях подсудимой и как только направился к двери, подсудимая его оттолкнула.
[1] Во время осмотра члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери открыты, которые все плакали. 8. Потерпевшая пояснила, что подсудимый, будучи в тот момент незнакомым для нее лицом, около подъезда дома № 8 по ул. Володарского угрожал ей словесно, не-
цензурно, а также ножом, приставив конец его к боку ее, что она основывает на том, что почувствовала прикосновение постороннего предмета, но не имела возможности обозреть данный предмет, поскольку отсутствовало соответствующее освещение ввиду испорченной лампочки.
Считая, что Сухарев должен нести уголовную ответственность по ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как его действия нашли полное подтверждение в суде и они доказаны полностью. 10. Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, которая не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени опьянения. 11. В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся металлический сосуд со стеллажа нанес телесный ущерб кладовщику, который получил вмятину в боку и оказался непригодным для дальнейшего использования по назначению. 12. Власов совершил преступление, которое представляет серьезную опасность и предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ. 13. В шестом часу вечера они возвратились домой, где находился брат Рукосуевой с семьей, чтобы угостить своего брата, Рукосуева дала мужу 100 рублей на водку.
return false">ссылка скрытаЗадание 6.Прочитайте постановление, обвинительный акт, обвинительное заключение, данные в приложениях. Выделите в них сложные предложения. Установите, в каких композиционных частях документов они используются. Отметьте в них нарушение границ сложных предложений, устраните ошибки.
Задание7. Докажите правильность мнения Е. Е. Подголина о том, что «использование языковых средств в тексте документа — это не столько техническая, сколько творческая работа».
Задание 8.Сложное предложение, которым оформлена норма ч. 2 ст. 203 ТК РФ, построено по такой схеме.
Определите границы каждого простого предложения и союзы, которыми они соединяются с предыдущими предложениями. Установите, чем осложнено каждое простое предложение.
Задание 9.Подготовьте сообщение на тему «Сложные предложения в письменной речи юриста», выступите с ним в группе, затем проведите занятия со следователями, прокурорами, судьями по этой теме.
Задание 10.Проследите, как сложные предложения помогают оратору полно и логично раскрыть мысль. Используйте эти примеры в своей беседе со следователями, прокурорами, судьями.
при каком | условии? |
что? | |
О | |
какие? | |
О либо О | |
d Ъ | О и О |
В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию... напрасно было искать... систематичности в речах Плевако... Видно было, что живой материал дела, развертывавшийся перед ним в судебном заседании, влиял на его впечатлительность и заставлял лепить речь дрожащими от волнения руками скульптора, которому хочется сразу передать свою мысль, пренебрегая отделкою частей и по нескольку раз возвращаясь к тому, что ему кажется самым важным в его произведении. Его речи по большей части носили на себе след неподдельного вдохновения. Оно овладевало им, вероятно, иногда совершенно неожиданно и для него самого. В эти минуты он был похож на тех русских сектантов мистических вероучений, которые во время своих радений вдруг приходят в экстаз и объясняют это тем, что на них «дух накатил». Так «накатывало» и на Плевако (А. Ф. Кони).
Задание 11.Прочитайте текст на с. 42—48,выделите в нем сложные предложения. Проследите, какие придаточные части встречаются наиболее часто.