Решение задач распределительной логистики на современном этапе базируется на концепции управления цепочкой поставок.
Задачи и содержание распределительной логистики
Служба логистика взаимодействует со следующими службами предприятия
Рис. Организационная структура службы логистики торговой сети
Со службой маркетинга:
· В зависимости от фаз жизненного цикла товара;
· От вида системы продвижения товара на рынок: “тянущие” или “толкающие” системы;
· Выбор структуры каналов дистрибъюции;
· В формировании цены;
· В выборе транспорта или перевозчика.
С производственными подразделениями:
· По формированию концепции управления производством;
· По длительности производственного цикла;
· С учетом фактора сезонности производства и потребления продукции;
· По формированию систем материально-технического снабжения и сбыта.
Распределительная логистика – деятельность о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Основная цель – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.
Задачи распределительной логистики:
- изучение спроса на продукцию и услуги предприятия;
- формирование портфеля заказов потребителей;
- участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей;
- планирование сбыта;
- выбор каналов сбыта готовой продукции;
- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;
- разработка планов перевозки готовой продукции;
- стимулирование сбыта;
- заключение договоров поставки с покупателями, контроль за их выполнением;
- разработка сметы затрат по сбыту и т.д.
Функции распределения:
- определение и удовлетворение покупательского спроса;
- накопление и размещение запасов готовой продукции;
- установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям;
- выбор рациональных форм товародвижения.
При конфигурировании логистической сети необходимо рассмотреть задачи распределительной логистики в следующей последовательности:
Распределение продукции и услуг: определение размеров зон потенциального сбыта продукции; сегментирование рынка по выгодам потребителей; установление потребностей на продукцию и услуги; определение количества прямых и косвенных каналов сбыта; определение длины и ширины каналов сбыта; выбор логистических посредников; определение организационных, правовых и функциональных аспектов распределения; планирование логистических функций и операций распределения.
Распределение включает в себя следующие операции: погрузка, разгрузка, перевозка, хранение, сортировка, комплектация и т.д.
Логистический канал распределения– это совокупность независимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также сопутствующий этому движению сервис.
Виды каналов:
Нулевой канал: производитель – потребитель (то есть продукция перемещается непосредственно от производителя к потребителю)
Одноуровневый канал: производитель - розничный посредник – потребитель.
Двухуровневый канал: производитель – оптовый посредник - розничный посредник – потребитель.
Трехуровневый канал: производитель – оптовый посредник – мелкооптовый посредник - розничный посредник – потребитель.
Длина канала – число промежуточных звеньев, выполняющих работу по продвижению товара от производителя к потребителю.
Ширина канала – число посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции.
Горизонтальный канал – ни один из участников не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных его участников.
Вертикальный канал – производитель и один или несколько посредников, действующие как одна единая система.
Участники канала распределения выполняют ряд важных функций:
- исследовательскую работу - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
- стимулирование сбыта;
- установление контактов - налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
- приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка и упаковка товаром и др.;
- проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для последующей передачи права собственности или владения;
- организация товародвижения — транспортировка и складирование товара;
- финансирование — изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
- принятие риска — принятие на себя ответственности по функционированию канала.
Рис. 2 Функции распределительной логистики
Каналы распределения предполагают использование трех основных методов сбыта:
а) прямого - производитель продукции вступает в непосредственные отношения с потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;
б) косвенного — для организации сбыта товаров производитель прибегает к услугам независимых средников;
в) комбинированного - в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как фирмы-производителя, так и другой независимой компании.
Решения о выборе канала зависят от:
- характер товара;
- транспортабельность товара;
- географическое положение производителя;
- наличие конкурентов;
- широта ассортимента;
- условия хранения;
- сроки хранения.
Логистических посредников можно объединить в две большие группы:
1) независимые посредники: приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер);
2) зависимые посредники: действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и т. д.).
Субъектами интегрированной логистической сети товародвижения можно считать:
· Посреднические организации комплексного обслуживания, имеющие складские базы;
· Самостоятельные посреднические складские предприятия, сориентированные на терминальные технологии;
· Специализированные логистические посредники, выделившиеся из посреднических организаций комплексного обслуживания и имеющие складские предприятия;
· Совместные структуры, образуемые посредническими организациями и промышленными предприятиями на основе интеграции складского хозяйства ;
· Транспортные предприятия.
При конфигурировании логистической сети необходимо учитывать современные организационные подходы к процессу товародвижения:
- Постепенный переход от конкурентного соперничества к разнообразным симбиотическим взаимовыгодным формам сотрудничества и межфирменных компромиссов;
- Развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием ФПГ;
- Сокращение цикла движения товаров от производителя к потребителю; оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворения постоянно растущих запросов клиентов;
- Постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;
- Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;
- Активное развитие логистического сервиса, способствующего переходу от идеи товара к товару в воплощении всех его полезных эффектов для потребителя;
- Максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий
Управление цепочкой поставок(SCM) – это интеграция поставщиков, производителей, складов и дистрибъюторов с целью производства и реализации товаров и услуг с минимальными издержками.
Управление цепочкой поставок включает: транспортировку, управление товаропотоками, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.
Преимущества эффективного управления цепочкой поставок:
· качественное обслуживание потребителей;
· сокращение издержек;
· снижение цен;
· оптимальное распределение запасов по цепочке поставок;
· эффективное управление производственными процессами и запасами.
В управлении цепочкой поставок решаются следующие задачи:
· управление спросом;
· управление отношениями с поставщиками и заказчиками;
· планирование производства;
· планирование поставок и транспорта;
· управление складами.