Решение задач распределительной логистики на современном этапе базируется на концепции управления цепочкой поставок.

Задачи и содержание распределительной логистики

Служба логистика взаимодействует со следующими службами предприятия

Рис. Организационная структура службы логистики торговой сети

Со службой маркетинга:

· В зависимости от фаз жизненного цикла товара;

· От вида системы продвижения товара на рынок: “тянущие” или “толкающие” системы;

· Выбор структуры каналов дистрибъюции;

· В формировании цены;

· В выборе транспорта или перевозчика.

С производственными подразделениями:

· По формированию концепции управления производством;

· По длительности производственного цикла;

· С учетом фактора сезонности производства и потребления продукции;

· По формированию систем материально-технического снабжения и сбыта.

 

 

Распределительная логистика – деятельность о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Основная цель – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

Задачи распределительной логистики:

- изучение спроса на продукцию и услуги предприятия;

- формирование портфеля заказов потребителей;

- участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей;

- планирование сбыта;

- выбор каналов сбыта готовой продукции;

- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

- разработка планов перевозки готовой продукции;

- стимулирование сбыта;

- заключение договоров поставки с покупателями, контроль за их выполнением;

- разработка сметы затрат по сбыту и т.д.

Функции распределения:

- определение и удовлетворение покупательского спроса;

- накопление и размещение запасов готовой продукции;

- установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям;

- выбор рациональных форм товародвижения.

При конфигурировании логистической сети необходимо рассмотреть задачи распределительной логистики в следующей последовательности:

Распределение продукции и услуг: определение размеров зон потенциального сбыта продукции; сегментирование рынка по выгодам потребителей; установление потребностей на продукцию и услуги; определение количества прямых и косвенных каналов сбыта; определение длины и ширины каналов сбыта; выбор логистических посредников; определение организационных, правовых и функциональных аспектов распределения; планирование логистических функций и операций распределения.

Распределение включает в себя следующие операции: погрузка, разгрузка, перевозка, хранение, сортировка, комплектация и т.д.

Логистический канал распределения– это совокупность независимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также сопутствующий этому движению сервис.

Виды каналов:

Нулевой канал: производитель – потребитель (то есть продукция перемещается непосредственно от производителя к потребителю)

Одноуровневый канал: производитель - розничный посредник – потребитель.

Двухуровневый канал: производитель – оптовый посредник - розничный посредник – потребитель.

Трехуровневый канал: производитель – оптовый посредник – мелкооптовый посредник - розничный посредник – потребитель.

Длина канала – число промежуточных звеньев, выполняющих работу по продвижению товара от производителя к потребителю.

Ширина канала – число посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции.

Горизонтальный канал – ни один из участников не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных его участников.

Вертикальный канал – производитель и один или несколько посредников, действующие как одна единая система.

Участники канала распределения выполняют ряд важных функ­ций:

- исследовательскую работу - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;

- стимулирование сбыта;

- установление контактов - налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;

- приспособление товара - под­гонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка и упаковка товаром и др.;

- проведение переговоров - согласование цен и прочих усло­вий для последующей передачи права собственности или владения;

- организация товародвижения — транспортировка и складирование товара;

- финансирование — изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;

- принятие рис­ка — принятие на себя ответственности по функционированию ка­нала.

Рис. 2 Функции распределительной логистики

Каналы распределения предполагают использование трех основных методов сбыта:

а) прямого - производитель продукции вступает в непосредственные отношения с потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;

б) косвенного — для организации сбыта товаров производитель прибегает к услугам независимых средников;

в) комбинированного - в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как фирмы-производителя, так и другой независимой компании.

Решения о выборе канала зависят от:

- характер товара;

- транспортабельность товара;

- географическое положение производителя;

- наличие конкурентов;

- широта ассортимента;

- условия хранения;

- сроки хранения.

Логистических посредников можно объединить в две большие группы:

1) независимые посредники: приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер);

2) зависимые посредники: действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и т. д.).

Субъектами интегрированной логистической сети товародвижения можно считать:

· Посреднические организации комплексного обслуживания, имеющие складские базы;

· Самостоятельные посреднические складские предприятия, сориентированные на терминальные технологии;

· Специализированные логистические посредники, выделившиеся из посреднических организаций комплексного обслуживания и имеющие складские предприятия;

· Совместные структуры, образуемые посредническими организациями и промышленными предприятиями на основе интеграции складского хозяйства ;

· Транспортные предприятия.

При конфигурировании логистической сети необходимо учитывать современные организационные подходы к процессу товародвижения:

  • Постепенный переход от конкурентного соперничества к разнообразным симбиотическим взаимовыгодным формам сотрудничества и межфирменных компромиссов;
  • Развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием ФПГ;
  • Сокращение цикла движения товаров от производителя к потребителю; оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворения постоянно растущих запросов клиентов;
  • Постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;
  • Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;
  • Активное развитие логистического сервиса, способствующего переходу от идеи товара к товару в воплощении всех его полезных эффектов для потребителя;
  • Максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий

Управление цепочкой поставок(SCM) – это интеграция поставщиков, производителей, складов и дистрибъюторов с целью производства и реализации товаров и услуг с минимальными издержками.

Управление цепочкой поставок включает: транспортировку, управление товаропотоками, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.

Преимущества эффективного управления цепочкой поставок:

· качественное обслуживание потребителей;

· сокращение издержек;

· снижение цен;

· оптимальное распределение запасов по цепочке поставок;

· эффективное управление производственными процессами и запасами.

В управлении цепочкой поставок решаются следующие задачи:

· управление спросом;

· управление отношениями с поставщиками и заказчиками;

· планирование производства;

· планирование поставок и транспорта;

· управление складами.