Конструкции с отглагольными существительными

Сугубо официальный характер придают речи конструкции с отглагольными существительными. Их появление в профессио­нальной речи юристов вызвано тем, что в языке права распро­странены названия процессуальных действий, таких, как выем­ка, дознание, расследование и подобные, которые ведут к обра­зованию цепочек родительного падежа: об исчислении срока погашения судимости; случается нанизывание творительного па­дежа: Занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим медицинского образования (так была оформлена ст. 221 УК РСФСР). Подобное явление в документах и научных текстах неизбежно. В публичной же речи такие построения нежела­тельны, так как они делают фразы громоздкими, сухими, а речь — трудной для восприятия. Вспомним рассказ К. Г. Пау­стовского «Поэзия прозы», в котором, приводя услышанную фразу «По линии выработки продукции наше метизовое пред­приятие ориентируется на завышение качественных показате­лей и нормативов», писатель называет подобную речь вывихну­той [103, т. 6, с. 638].

Отглагольные существительные являются причиной речевых и стилистических ошибок, одна из них — искусственное обра­зование отглагольных существительных и прилагательных, ко­торых нет в литературном языке: Ответчик систематическим биением, сквернословием, тунеядничаньем сделал невозможным совместное проживание с истицей; сочетанная травма. Или: Са­могон уничтожен путем вылития, а аппарат — путем разбития и зарытия в землю. Почему не написать: Самогон был вылит, ап­парат разбит и зарыт в землю?

Нередко в результате использования отглагольных существи­тельных искусственно создаются расщепленные сказуемые: Ус- ков причинил ему укус пальцев правой руки (надо: укусил). Давы­дов учинил соседу соление растворимого кофе, насыпание перца в торт (надо: насыпал соль).

Умение правильно использовать в речи параллельные синтак­сические конструкции способствует точному выражению мысли.

Лингвистические термины

Инфинитивные предложения— предложения, в которых глав­ный член выражен неопределенной формой глагола.

Отглагольные существительные— имена существительные, образованные от глаголов: приезжать — приезд, возвратитьвозврат, судить — судья, суд.

Вопросы для самопроверки

Назовите параллельные синтаксические конструкции. По­чему они называются параллельными? 2. Какие из них харак­терны для книжных стилей? 3. Какие качества придают речи причастные, деепричастные обороты, отглагольные существи­тельные? 4. Каковы функции причастных оборотов в юридиче­ской речи? 5. Как должны оформляться анкетные данные обви­няемых и подсудимых? 6. Назовите клишированные причаст­ные и деепричастные обороты. 7. Чем вызываются ошибки в употреблении причастных оборотов? 8. Что обозначают деепри­частные обороты? Когда они неуместны в речи? 9. Какие ошибки отмечаются в использовании деепричастных оборотов?

47. Где употребляются конструкции с отглагольными существи­тельными?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

Понятие параллельных синтаксических конструкций. Их функции в языке права.

Использование причастных оборотов в языке закона. Ошибки в их употреблении.

Уместность и неуместность деепричастных оборотов в речи.

Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными.

Практическая часть

Задание 1.Прочитайте несколько статей УПК, С К, ГК, НК, ГПК, УИК РФ, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных оборотов, конструкций с отгла­гольными существительными, с придаточными предложения­ми. Объясните, почему в Особенной части УК РФ не употреб­ляются деепричастные обороты.

Задание 2.Прочитайте несколько постановлений, определе­ний, уведомлений, обвинительных заключений, приговоров, приведенных в приложениях, и проследите, какие параллель­ные синтаксические конструкции являются клишированными и необходимыми в тексте этих документов.

Задание 3.Отметьте ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, установите их причины, ис­правьте их. Обратите внимание на точность словоупотребле­ния; исправьте, если надо, ошибки. При правке текста учтите значение принуждения в глаголе пришлось (см. упр. 2).

Упражнение 1

48. Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него недоведенным. 2. Чайкина, схватив лопату, стоя­щую во дворе, нанесла Елизарьеву удар по голове. 3. Прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления. 4. Возвращаясь домой, мой подзащитный увидел в подъезде человека, показавшего ему пьяным. 5. Находясь в местах ли­шения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет. 6. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 7. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и имел возможность для наблюдения фактов совершения хищения продуктов в магазине напротив. 8. Пришедший раньше всех Литвин спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздейст­

вовал на потерпевших. 9. Пытавшего прекратить скандал Чан-Лян- Ши Чайкина укусила за палец. 10. Хищение совершено путем вы­давливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно. 11. Потерпевший хотел достать деньги, но не обнаружил находившего в кармане кошелька. 12. При­чиненные ранения Кострову и Тараеву являются тяжкими и опасны­ми для жизни. 13. Лица, привлекающие в качестве свидетелей, обяза­ны давать правдивые показания. 14. Со стороны администрации СМУ-3 не осуществлялось должного контроля за работой бригады Ро- гальского и Восняцкого, интересуясь лишь объемом выполненных ра­бот. 15. Учитывая тяжесть совершенных ими преступлений, действия их квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 164 УК РФ как хищение, со­вершенное неоднократно. 16. Адвокату, придя в камеру к подследст­венному, не удалось с ним поговорить. 17. Выслушав подсудимого, потерпевшего, свидетелей, мне думается, что обвинение нашло свое подтверждение. 18. Говоря о личности Чиркова, мне трудно найти что-либо положительное.

Упражнение 2

1. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят пра­вильно. 2. И вот, возвращаясь домой, что-то помешало ему. 3. Рассмат­ривая настоящее уголовное дело, Василовский совершил тяжкое пре­ступление. 4. Лица, находящие за рулем в нетрезвом состоянии, при­влекаются к ответственности. 5. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 6. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний. 7. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступле­ния. 8. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 9. Материалы дела рассматривались экспертами, не завер­шившись никаким определенным выводом. 10. Мы, взрывники, Ефре­мов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым.

Лицо, которое совершившее преступление, привлекается к уголов­ной ответственности. 12. Посещение Испуговым выставки сопровож­далось не столько осмотром экспозиции, сколько приставанием, тол­канием, мешанием. 13. Читая дело, у меня не возникло никаких сомне­ний в невиновности моего подзащитного. 14. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на «Запорожец». 15. Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить?

49. Юридическая оценка совершенного преступления совершенно пра­вильна, п. «г» ч. 2 ст. 159 УК РФ, это завладение личными деньгами потерпевших путем мошенничества и причинив им значительный ущерб.

Упражнение 3

12.Деньги в сумме 32 560 рублей изъяты работниками милиции, со­вершив тем самым преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ.

13.Вариант Носкова признать недействительным, как ухудшающий.

14.Опьяненный Кривякин перестал контролировать свои действия.

15.Подсудимые похитили материальных ценностей на 470 рублей, учи­тывая 9 котлет, съеденных подсудимым Чаровым в буфете. 5. Срыв шапки осуществлен подсудимым с помощью тихого подкрадывания, незаметного протягивания руки, резкого снятия и быстрого бега. 6. Он вошел в драку с Бориным и совершил преступление, не проявляя сдержанности. 7. Разбитие вазы Дулевского завода стоимостью 24 ООО рублей о голову потерпевшего взыскать с подсудимого. 8. Он покончил жизнь путем погружения в воду без обратного выгружения. 9. Неповторяемость хищений на производстве может быть гарантиро­вана лишь усилением воспитуемости кадров, охраняемости материа­лов, укомплектованности руководства и контрольного аппарата, пер­сональной ответственности и отчетности, а также ликвидации текуче­сти материально ответственных лиц. 10. Корнев ударил потерпевшего лежащим на столе ножом. 11. Рассмотрев материалы дела, следствием установлено... 12. Проехав поворот, до железнодорожного переезда ос­тавалось метров 300—400. 13. Мухин имеющимся ломом у него в руках выломал замок. 14. Потерпевший, получив проникающее ножевое ра­нение, помещен в больницу. 15. Слушается дело Шаркана Игоря Из- ральевича, 1960 года рождения, уроженца г. Рязань, работающий водо- каналтрест. 16. Произведенная экспертиза обнаружила, что Подосено- ва, работая продавцом в магазине № 7, торговала скоропортящими продуктами, еще 12 дней назад полученными с базы.

Упражнение 4

1. Подойдя к ней, она говорит, что у меня в кассе были двое муж­чин. 2. 20 января 2000 года в восемь часов вечера Семин, проходя вме­сте с Курочкиным по ул. Бограда, видел играющих на этой улице ре­бят в хоккей. 3. О случившемся Генкин ничего не знал вследствие не- доведения до него обстоятельств дела со стороны Щеголевой.

Пребывая на базе в нетрезвом состоянии, Кочневу было сделано за­мечание со стороны заведующей складом Юткиной, на которое он не реагировал. 5. Находясь наедине с Дудиной, Головач представилась возможность обо всем договориться с ней. 6. Потом Уткин выбежал во двор, где его задержали, спрятавшись за дерево. 7. Избиение потерпев­шего видели Милецкий и Васькин, которые, вмешаясь, предотвратили драку. 8. Истомин и Пташкин были задержаны на проходной мясо­комбината, не доведя свой преступный умысел до конца по причинам, от них не зависящим. 9. Давая показания, свидетельница Мордюкова была спрошена судом... 10. Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека. 11. Происхождение получения синяков у по­терпевшей, на мой взгляд, не доказано. 12. Ткаченко, совершив кражу, был задержан работниками милиции. 13. Сбритие усов после соверше­ния преступления убеждает в его стремлении уйти от уголовной ответ­ственности. 14. Гр-ка Убийвовк, возлежавшая на газоне парка, осуще­ствляла примятие цветов. 15. Исследуя причины данного преступле­ния, раскрывается ее жизнь шаг за шагом. 16. Этот период в жизни моего подзащитного является критическим, кризисным, имея в виду его противоречивость. 17. При передаче денег от продажи платков Ма­шина и Крайнова были задержаны, деньги изъяты работниками мили­ции, совершив тем самым преступление.

Упражнение 5

1. Выехав на правую сторону и заехав на тротуар, Кормушкин сбил стоящих на тротуаре пешеходов Китаева и Гребенникова. 2. Жариков, находясь в кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и достав­лен в отделение милиции. 3. Мы помирились путем улажения ссоры. 4. Потерпевший слышал надоедающий звенящий звук, раздражающий его, мешающий сосредоточиться. 5. Давая подписку об ответственно­сти за дачу ложных показаний, Лидников все же утаил правду.

Подъезжая к дому, я остановил машину и обратил внимание на двух мужчин, стоящих на противоположной стороне и смотревших в мою сторону. 7. В характеристике, полученной из школы, приобщенной к делу, зачитанной здесь, в судебном заседании, мой подзащитный ха­рактеризуется положительно. 8. Избив потерпевшую, ему было стыдно за свои действия. 9. Обнаруженные ссадины на лице возникли от воз­действия твердого тупого предмета. 10. В результате обследования, проведенного органами, ответственными за выполнение норм, преду­смотренных инструкциями о правилах противопожарной безопасно­сти, обнаружены нарушения, допущенные рядом руководителей пред­приятий района. 11. Среди предъявленных вещей мне для опознания я опознаю платье без рукавов, сшив его сама. 12. Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова, придавив собой ему ногу.

50. Рассматривая в открытом судебном заседании дело Рукосуевой Елены Марковны, 1959 года рождения, уроженки с. Овсянка Красно­ярского края, русская, незамужняя, из рабочих, ранее не судимой, не работает, предана суду по ч. 1 ст. 213 УК РФ, суд установил... 14. Он показывает, что, будучи в нетрезвом состоянии, употребив значитель­ное количество спиртного, после встречи с отцом, выйдя на улицу, он, встретя молодых людей, которые сидели в позднее время в беседке.

Задание 4.В ст. 113 УК РФ причастные обороты соединены подчинительной связью. Схематично их можно изобразить таким

О Ои О

образом: g; в ч. 1 ст. 85 НК РФ они выстроены так: О и gили О. Прочитайте эти статьи, найдите в них причастные обороты, проверьте, от каких слов они зависят. Объясните, почему труд­но воспринимается содержание ст. 85.

Задание 5.Прочитайте отрывок из обвинительного заключе­ния. Выделите в нем параллельные синтаксические конструк­ции. Если найдете ошибки в употреблении причастных и дее­причастных оборотов, исправьте их.

Будучи привлеченным и допрошенным в качестве обвиняемого Свиридов В. В. виновным себя признал полностью и показал, что 18 декабря 2001 г. в 17 часов, будучи в нетрезвом состоянии, в районе остановки «Нефтебаза» он остановил такси и попросил подвезти его к дому по ул. Игарской. По приезде на ул. Игарскую он вышел из такси и пошел к своей бывшей жене, проживающей в доме № 13. Угрожал ли он ножом водителю такси, он не помнит. Но помнит, что в такси доставал нож. Побыв некоторое время у жены, он поехал к себе в об­щежитие. Подъезжая к автовокзалу, он попросил остановить такси и зашел на автовокзал, чтобы продать свой складной нож. Но находив­шийся там работник милиции отобрал у него нож, после чего он уехав к себе домой и лег спать.

Задание 6.Прочитав отрывок из обвинительной речи, пере­дайте его содержание, используя при этом причастные и дее­причастные обороты. Отметьте неблагозвучие, возникающее при употреблении причастий и деепричастий (они выделены).

Предварительное и судебное следствие много внимания уделило выяснению личности и образа жизни братьев Баскаковых. Что приве­ло их к преступлению? Бывает, что в какой-то семье случится беда. На помощь такой семье всегда приходит коллектив, товарищи по работе, товарищи по месту жительства. И если мать одинока и ей трудно, то с помощью людей она воспитывает хороших детей. Такого очень хоро­шего сына воспитала настоящая труженица — мать убитого Еруцкого.

Но в семье Баскаковых все было иначе. После ранней смерти отца их мать не захотела, да и не могла дать детям хорошего воспитания. На глазах у детей она вела пьяную, разгульную жизнь, нечистым спо­собом добывала деньги. В школе дети учились плохо, с трудом окон­чили пятый класс. И хотя расстались они со школой несколько лет на­зад, там о них вспоминают горьким и недобрым словом. Баскаковы проявили себя как хулиганы, портившие школьное имущество, оби­жавшие и избивавшие учеников младших классов, нарушавшие посто­янно школьную дисциплину. Чувствуя, что не могут воздействовать на Баскаковых, учителя шли домой, в семью, и пытались воздействовать на мать. Но безуспешно.

Недоучившись, вернее, ничему не научившись, братья Баскаковы бросают школу. Некоторое время поболтавшись без дела, они устраи­ваются, но не для того, чтобы познать великую цель жизни. Ни в од­ном коллективе долго они не задерживались. Приходили на новое ме­сто, уходили. Относясь к работе безразлично, не зная, что такое кол­лектив, Баскаковы переняли от матери ее взгляды и интересы и стали пьянствовать. И порой Юзеф Баскаков, напившись, поднимал руку на мать (М. Ф. Хаткевич).

Задание 7.Проследите, как введены деепричастные обороты в текст статей УПК РФ, какие функции выполняют (обознача­ют причину, условие, время действия) и чем осложнены (при­частным оборотом, однородными членами предложения или придаточным предложением); какую функцию выполняют эти добавочные структуры.

Судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности (ст. 34).

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу об­стоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознава­тель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ст. 158).

Задание 8.В теме «Официально-деловой стиль» (с. 37—42) выделите предложения с параллельными синтаксическими кон­струкциями. Определите функции этих конструкций в тексте. Проследите, какие из них встречаются наиболее часто. Обрати­те внимание на то, что все деепричастные обороты соотносятся с подлежащим. Подобное задание выполните после прочтения отрывка из воспоминаний А. Ф. Кони о Ф. М. Достоевском (с. 139).

Задание 9.На основе наблюдений сделайте вывод, какие качества речи нарушает неумелое использование параллель­ных синтаксических конструкций. Сообщите об этом на заня­тии.

Задание 10.Проведите консультацию для следователей и су­дей по данной теме; покажите, насколько важно умение поль­зоваться параллельными синтаксическими конструкциями для грамотного, точного выражения мысли. Подумайте, какие во­просы могут вам задать, и приготовьтесь отвечать на них.

Задание 11.Обратите внимание на правильное использова­ние причастных и деепричастных оборотов в обвинительномзаключении по делу Поночовного, в обвинительном акте по делу Лаптенка, в приговоре по делу Герасимова. Определите их функции. Вьщелите ошибки, связанные с неточным употребле­нием деепричастных оборотов. Исправьте ошибки.