Взаимодействие среды и наследственности

Специальная теория индивидуальности

Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий

Индивид, личность, индивидуальность.

Современное понимание наследственности и среды

Взаимодействие среды и наследственности

ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИСТОЧНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Лекция№3

 

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой.

Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность определяется генами, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении.

Если имеется химическая разбалансировка или мутация (неполнота генов, лишний ген XYY, мутации), развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии.

Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических.

А внутри границ наследственности данного человека конечный результат зависит от среды. Вспомните понятия генотип, фенотип, норма реакции.

Таким образом, в каждом проявлении активности человека суммируется наследственное, проявленное в определенном средовом воздействии.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в данном случае, возможно, говорить об устойчивом проявлении особенностей на протяжении нескольких поколений. Естественно генетической фиксации не происходит.

Необходимо понимать, что хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Передается не какой то признак как таковой а предрасположенность к его проявлению. Ни один ген не определяет один признак, это суммация генов с широким диапазоном нормы реакции.

Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий.

1. Биогенетические теории - формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. Представление о том, что воспитанием можно сделать всё

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждал, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек).

Высшие психические функции, свойственны только человеку, опосредствованы предметной деятельностью. Таким образом, ребенок не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми.

Генетика количественных признаков пытается определить вклад наследственности и среды, анализируя различные виды дисперсии значений признака.

Психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы:

1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)?

2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)?

3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип?

4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?.

Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности.