Понятие о деловом общении
Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение его моральные и эстетические нормы.
Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского — приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.
Понятие о деловом этикете, имидже современного делового человека
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Этикет в целом содержит набор принятых правил поведения в обществе.
Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
· Речевой этикет
· Столовый этикет
· Свадебный этикет
· Траурный этикет
· Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
· Дипломатический этикет
· Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
· Религиозный этикет
· Служебный этикет
· Телефонный этикет
Деловой этикет — это установленный порядок поведения, свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности.
Деловой этикет включает в себя следующие разделы:
1. Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр. кто с кем здоровается. кто впереди кого.
2. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы.
3. Манеры руководителя. Манеры подчиненного.
4. Классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане,. «Чаевые». Приемы
формата «фуршет». Сервировка стола. Что чем едят, включая особые блюда и десерты.
5. Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские). Принципы выбора правильной одежды
6. Ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков. Главные типичные ошибки.
7. Национальные особенности этикета (Россия, Латвия, Германия, Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Корея, Венгрия, США, арабские страны и т. д.)
8. Этикет телефонных переговоров
9. Речевой этикет
10. Сетевой этикет (нэтикет)
Деловой этикет применим:
· На работе
· На встречах
· В телефонных разговорах и деловых письмах
· В путешествиях
· На деловых обедах
Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Сегодня, когда у многих пациентов есть возможность выбирать место получения медицинских услуг, общение потенциального клиента с медсестрой может иметь не только этические, но и коммерческие последствия.
Культура общения — это совокупность форм взаимодействия с другими людьми. Отличительной особенностью культуры общения является взаимная связь, предполагающая отклик на мысли, чувства и проблемы другого человека. Этим как бы устанавливается «ток» взаимной заинтересованности, желания понять другого человека. Это касается всех уровней отношений. Различными будут только формы.
В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы для достижения полезных результатов.
Культура речи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли. Играет большую роль в общении. Зависит от общей культуры человека, от того, как он понимает и умеет применять на практике правила этикета. Человеку небезразлично, как говорит с ним медработник.
Имиджможно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Если дословно переводить с английского слово «image», то в буквальном смысле оно означает «образ». Понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к стране. В любом случае имидж делают люди.
Следовательно, когда говорят об имидже человека («У него имидж делового человека», «У него отрицательный имидж»), говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под «образом» имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий, поступке т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке, мнение о нем.
Когда у какого-то человека складывается мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в его сознании (или в подсознании) отношение определяет готовность действовать определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой.
Имидж - не маска, а нечто, вроде умелого макияжа, подчеркивающего все достоинства и маскирующего недостатки. Лицо узнаваемое, но значительно более привлекательное, чем без макияжа.
Задание: «Как вы считаете, у каждого ли человека есть имидж?»
Человек, независимо от его желания, ежедневно, ежечасно вступает во взаимодействие с себе подобными.