Понятие о профессиональной этике и культуре общения с пациентами

ЛЕКЦИЯ № 1

«Структура и функции делового общения»

Содержание учебного материала:

Понятие о профессиональной этике и культуре общения с пациентами.

Понятие о деловом этикете, имидже современного делового человека.

Коммуникативная компетентность медицинского работника, коммуникативные барьеры, возможные в общении с пациентом.

Обучающийся должен УМЕТЬ:

ü следовать положениям «Этического кодекса медицинской сестры» при общении с пациентами в лечебно-профилактической организации;

ü предотвращать возможное возникновение ятрогений при общении с пациентами;

ü определять наличие коммуникативных барьеров в общении с конкретным собеседником;

ü определив вид и причину коммуникативного барьера, разрабатывать стратегию его устранения.

Обучающийся должен ЗНАТЬ:

ü определение понятий «психогения», «ятрогения», «этика», «биоэтика», «деонтология», «этикет», «деловой этикет», «светский этикет», «имидж», «общение», «коммуникативная компетенция», «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация», «коммуникативный барьер», «фонетический барьер», «смысловой барьер», «стилистический барьер»;

ü положения профессиональной этики и культуры общения с пациентами;

ü основополагающие принципы медицинской биоэтики;

ü основные положения «Этического кодекса медицинской сестры»;

ü принципы классификации видов этикета;

ü причины формирования коммуникативных барьеров в общении с пациентами.

 

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной».

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента.


 

Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, медицинской сестрой. Умение выслушать больного человека не только помогает определить проблемы н потребности пациента, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Психогении - (от греч. psyche — душа + gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. П. возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении П. существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.

Под влиянием психогенных факторов могут происходить следующие нарушения в соматической сфере:

1) со стороны желудочно-кишечного тракта — тошнота, рвота, поносы, запоры, анорексия (утрата аппетита);

2) со стороны органов дыхания - одышка, удушье, кашель (пароксизмальной формы), икота;

3) со стороны сердечно-сосудистой системы - повышение АД, тахикардия или брадикардия, боли в сердце, нарушение сердечного ритма, потеря сознания, психогенные обмороки, инфаркты, инсульты;

4) в мочеполовой сфере - задержка и недержание мочи, фригидность у женщин и импотенция у мужчин;

5) сдвиги в гормональной сфере: нарушение менструального цикла у женщин, отсутствие молока у кормящих материй и т.д.

Среди психогений выделяют неврозы и психогенные (реактивные) психозы.

Реактивные психозы развиваются обычно при внезапных острых психических травмах, чаще у лиц с неустойчивой психикой или физически ослабленных, у больных с различными психическими расстройствами, у психосоматических личностей.

В зависимости от клинической картины выделяют психогенную депрессию, реактивный параноид, истерические реактивные психозы.

Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие.

Однако нередко именно слова медицинских работников могут вызвать ухудшение не только психического, но и соматического состояния пациента.

Ятрогения - (от греч. iatros — врач, gennao — порождаю) — негативное воздействие врача, медицинского работника на пациента, приводящее к неблагоприятным последствиям. Термин обычно употребляется для обозначения

любого патологического состояния (телесного или психического), вызванного в результате неудачных попыток лечения или неосторожными замечаниями медработника по поводу состояния пациента. Классический пример — функциональные расстройства, вызванные внушением или беспокойством, связанными с лечением. Синоним: внушенная болезнь.

Одной из основных задач медработника является поддержание чувства оптимизма, душевного спокойствия, доверия и уважения у пациента. При нарушении этой заповеди у больного и развиваются ятрогенные заболевания

Все чувства больного человека обострены; он в любом слове и взгляде медика ищет намёк на серьёзность своего заболевания и успешность его лечения. Заваленный бумагами стол врача может вызвать у больного подозрение в низкой квалификации и неряшливости, пустой стол - в безделии.

Ятрогения - это в известном смысле "палка о двух концах". Для её возникновения и развития имеют значение не только поведение медика, но и особенности личности больного - его эмоциональность, мнительность, уровень образования.

Риск возникновения ятроегнии неодинаков у лиц разного возраста и пола: у женщин она развивается чаще, чем у мужчин. Возрастные группы повышенного риска — это подростки, женщины при патологическом климаксе, а также лица пожилого возраста.


 

Часто ятрогения возникает вследствие получения медицинской информации, распространяемой среди населения (популярные лекции, телепередачи и радиопередачи).

Проявляется ятрогения невротическими реакциями и вегетативной дисфункцией; вегетативные расстройства могут иметь общий характер или выражаются дисфункцией сердечно-сосудистой, пищеварительной или других систем.

Дисфункция сердечно-сосудистой системы проявляется в виде аритмии сердца или изменения артериального давления; дисфункция пищеварительной системы - в виде изжоги, рвоты, расстройства стула.

Медик должен постоянно контролировать свои высказывания, интонации, взгляды, жесты.Продуманным должно быть содержание выдаваемой больному на руки медицинской документации. Стоит заметить, что среди самих медработников случаи заболевания ятрогенией относительно часты, а их лечение бывает затруднительно в связи с недоверием к коллегам.

 

Задание: «Приведите примеры ятрогении при общении среднего медицинского работника и пациента».