Джоэль Фишер и Харвей Гохрос

Уильям Рейд и Лаура Эпстейн

Работа со случаем, центрированная-на-задачу

Главные черты данного подхода - краткость и четкие временные рамки.

Работа, центрированная-на-задачу, связана с теми проблемами, которые:

* принимаются или признаются самими клиентами,

* могут быть разрешены посредством действий, осуществляемых вне контактов с социальным работником,

* могут быть ясно определены,

происходят из неудовлетворенных желаний клиента, а не определяются другими людьми

* происходят из таких явлений или отношений, которые клиенты хотят изменить в своей жизни.

Рассматриваемая модель эффективна в следующих случаях: Межличностные конфликты, Неудовлетворенность социальными отношениями, Проблемы формальной организации, Трудности исполнения социальной роли, Проблемы с принятием решений

Практика бихевиористской социальной работы (БСР)

БИХЕВИОРИСТСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бихевиористская социальная работа отличается экспериментальным дизайном, разрабатываемым отдельно для каждого случая. Бихевиористская социальная работа основана на теории научения (learning theory), которая имеет дело с наблюдаемым поведением. Действия социального работника в рамках данной модели направлены на закрепление желаемого поведения и ослабление негативного поведения.

Внешние подкрепления могут быть

* первичными, направленными на удовлетворение основных потребностей (в пище, избегании боли) или

* вторичными, которые люди учатся ценить. Их можно разбить на пять групп:

материальные (игрушки, деньги)

социальные (признание, уважение, любовь)

деятельность (хобби, привилегии)

жетоны (символы материальных или других подкреплений, которые можно обменять через некоторый промежуток времени на оригиналы)

посредники (поведение, разрешение или запрет которого может стимулировать другое поведение, например хобби и выполнение домашних заданий)

Главные цели БСР - усилить желаемое поведение и снять нежелаемое, чтобы люди, подверженные влиянию социальной среды и событий, вели себя подобающим образом. Тем самым у людей увеличиваются возможности полноценной и счастливой жизни. Проникновение (инсайт) в проблемы клиента часто помогает в практике БСР, поскольку ускоряет научение, однако нет свидетельств тому, что это необходимо или что это достаточно для того, чтобы осуществить изменения. Теплые межличностные отношения между социальным работником и клиентом способствует успеху БСР, как и других форм и моделей СР. БСР может с успехом применяться во многих ситуациях, например, при работе со случаями жестокого обращения с детьми этот подход применяется для родителей и детей. Этот подход вообще широко применяется в работе с детьми при решении широкого спектра проблем.

Запись - это важный компонент БСР, полагается на детальное наблюдение за поведением. Поведения-мишени, как желательные, так и нежелательные, должны быть приняты и описаны как «базовая линия» (baseline) и впоследствии проверяться во время интервенций. Распространенные техники записи:

* дневники

* карточки с таблицами, в которых следует ставить галочки

* монетки, жетоны или листки бумаги, которые можно передвигать (например, из одного кармана в другой, на полку, откуда взята еда, в пачку сигарет после того, как одна из них выкурена)

* автоматические счетчики (секундомеры на часах, другие счетчики)

 

Подсчеты часто представляются в виде графиков, которые затем демонстрируются в целях подкрепления. Эти техники можно применять в других формах социальной работы, чтобы сделать происходящее более ясным для клиента.

Оценивание - важный компонент БСР. Акцент ставится на настоящем. Длинные социальные истории здесь не требуются. Первоначальное оценивание включает интервью, чтобы узнать следующее:

* что считают проблемой те, кто участвует в данном процессе?

* кто именно жалуется или страдает?

* кто является частью проблемного поведения (поскольку это может быть не тот, кто появляется вначале как проблема, а кто-то другой, кроме того, таких людей может быть несколько)?

* предшествующая информация: точное время и обстоятельства возникновения или проявления проблемы

* определение проблемы с поведением: конкретное поведение как слишком постоянное, редкое или неуместное?

* кто мог бы стать посредником (медиатором)?

* как бы хотел измениться сам клиент?

* вероятные подкрепители (подкрепления) и их доступность

 

В двух словах это оценивание сводится к установлению информации о людях, месте, времени и ситуации.

Затем должна быть оценена избранная проблема. Разумно ли задуманное изменение? Не слишком ли высоки или требовательны ожидания? Изменения должны соответствовать юридическим и социальным ожиданиям клиента. Эти изменения должны быть в пределах действия бихевиористских техник. Например, нельзя с помощью этой модели ликвидировать бедность или осуществить серьезные социальные изменения.

Следует помнить о пяти факторах, важных с точки зрения проблемного поведения - частота, интенсивность, количество, продолжительность и смысл, которым участники процесса наделяют все эти факторы.

Здесь устанавливаются полезные и вредные аспекты поведения клиента в его жизненных обстоятельствах. Вероятно, предпринимаемые действия следует соотносить с ограничениями интеллекта или физических возможностей, заболеваний, которые могут сделать эти изменения нереальными.

Поведения-мишени рассматриваются в порядке приоритета - раздражающие, но легко поддающиеся изменению, должны быть на первом месте. Первые воздействия осуществляются маленькими шагами с высокой вероятностью успеха. То поведение, которое важно для социальной жизни клиента, также имеют приоритет, особенно, если это относится к широкому спектру ситуаций.

Следующие действия:

* оценить медиаторов

* принять решение о том, где лучше всего произвести вмешательство

* проверить и анализировать первичные данные

* определить важные ожидаемые события и их последствия

* определить конечные и срединные цели

* выработать план и технологии его выполнения

* отобрать подкрепители

* собрать данные, с помощью которых можно проверить успешность действий и видоизменить их

Медиаторы - это те, посредством которых осуществляется БСР. Это семья или друзья клиента, представители его окружения. Медиаторов поощряют и мотивируют на такую работу в прямом контакте либо посредством того, что они сами видят удачные результаты своих действий. Люди могут выступить в роли медиатора, если они

присутствуют, когда проявляется поведение-мишень

могут применить важные подкрепители и стимулы

их можно самих подкреплять успехами клиента

они хотят принять участие в БСР