Психодинамическая работа со случаем

Представители: Гамильтон , Холлис и Вудс

Главные элементы данного подхода - идея «личность-в-ситуации».

Работа со случаем относится к индивидам, их окружению и отношениям между ними (личность в ситуации). Люди подвержены давлению (press) среды и стрессам (stress) межличностных конфликтов. Давление и стресс взаимодействуют между собой сложным образом.

Проблемы в сознании клиента решаются посредством работы с поведением и воспоминаниями, таким образом достигается баланс внутренних психологических сил, которые действуют на клиента. Это достигается следующими приемами:

Давление может быть устранено напрямую либо клиенту можно помочь осуществить изменения самостоятельно, для этого необходимы изменения в личности клиента. Проблемы в сознании клиента решаются посредством работы с поведением и воспоминаниями, таким образом достигается баланс внутренних психологических сил, которые действуют на клиента. Это достигается следующими приемами:

Вентиляция: клиент выражает чувства агрессии, враждебности, которые были подавлены, направляли его мышление поведение в неверном направлении.

Корректирующие взаимоотношения: клиент вступает в такие отношения с социальным работником, которые подобны детско-материнским и компенсируют прежние неудовлетворительные отношения.

Проверка существующих личных интеракций: помочь клиенту понять, что именно из прошлых отношений и прошлого опыта и каким образом влияет на существующие отношения с другими людьми.

КРИЗИС-ИНТЕРВЕНЦИЯ

Кризис-интервенция (КИ) в классическом смысле - это действия с целью прервать серию событий, которые ведут к нарушению в нормальном функционировании людей.

Главные принципы данной теории по Наоми Голан:

* каждый человек, группа или организация испытывает кризисы на протяжении своей жизни;

* опасные, рискованные события (hazardous events) представляют главные проблемы или серии трудности, с которых начинается кризис;

* эти стрессовые события могут быть ожидаемые (подростковый возраст, брак, переезд в другой дом) или не ожидаемые (смерть, развод, природные катастрофы, пожары);

* состояние уязвимости влечет то, что в результате стрессора люди терпят неудачи, теряют свой баланс, эквилибриум;

* баланс дает людям способность справиться с тем, что происходит;

* когда эквилибриум нарушен, мы пытаемся применить наши обычные способы решения трудных проблем, а когда эти способы не срабатывают, мы пробуем новые;

* напряжение и стресс возрастают с каждой неудачей;

* к нерешенным проблемам добавляется фактор ускорения («последней капли»), который усиливает напряжение и вызывает дезорганизованное состояние активного кризиса;

факторы «последней капли», ускоряющие процесс кризиса, могут быть представлены клиентом перед социальным работником как основная проблема, но это не есть кризис, а лишь звено в цепочке;

стрессовые события можно рассматривать по-разному, при этом каждый из трех приведенных способов вызывает свою типичную реакцию.

Стрессовые события Реакции

угрозы беспокойства

потери депрессия

испытания слабое беспокойство, надежда, ожидание и

больше попыток решить проблему

* чем больше проблем было успешно решено в прошлом, тем больше стратегий в решении проблем будет доступно, и тем самым состояние активного кризиса будет менее вероятно; неудачи в разрешении проблем в прошлом ведет к тому, что люди чаще попадают в состояние активного кризиса и считают трудным избежать его;

* все кризисы разрешаются в течение 6-8 недель;

* люди в состоянии кризиса оказываются более открытыми для помощи, чем те, кто стабилен; интервенция в ситуации кризиса происходит более успешно, чем в другое время;

* восстанавливаясь, «реинтегрируя» свою стабильность после активного кризиса, люди получают набор способов решения проблем, что гарантирует улучшение способности справляться с проблемами в будущем.

Шаги реинтеграции (восстановления):

* корректное осмысленно восприятие: клиенты получают более точное и полное представление о событиях, воздействующих как стрессоры;

* управление чувствами: клиенты освобождаются от чрезмерных эмоций, и это позволяется и принимается терапевтом (социальным работников);

развитие новых способов решения проблем, новых стратегий поведения