Психодинамическая работа со случаем
Представители: Гамильтон , Холлис и Вудс
Главные элементы данного подхода - идея «личность-в-ситуации».
Работа со случаем относится к индивидам, их окружению и отношениям между ними (личность в ситуации). Люди подвержены давлению (press) среды и стрессам (stress) межличностных конфликтов. Давление и стресс взаимодействуют между собой сложным образом.
Проблемы в сознании клиента решаются посредством работы с поведением и воспоминаниями, таким образом достигается баланс внутренних психологических сил, которые действуют на клиента. Это достигается следующими приемами:
Давление может быть устранено напрямую либо клиенту можно помочь осуществить изменения самостоятельно, для этого необходимы изменения в личности клиента. Проблемы в сознании клиента решаются посредством работы с поведением и воспоминаниями, таким образом достигается баланс внутренних психологических сил, которые действуют на клиента. Это достигается следующими приемами:
Вентиляция: клиент выражает чувства агрессии, враждебности, которые были подавлены, направляли его мышление поведение в неверном направлении.
Корректирующие взаимоотношения: клиент вступает в такие отношения с социальным работником, которые подобны детско-материнским и компенсируют прежние неудовлетворительные отношения.
Проверка существующих личных интеракций: помочь клиенту понять, что именно из прошлых отношений и прошлого опыта и каким образом влияет на существующие отношения с другими людьми.
КРИЗИС-ИНТЕРВЕНЦИЯ
Кризис-интервенция (КИ) в классическом смысле - это действия с целью прервать серию событий, которые ведут к нарушению в нормальном функционировании людей.
Главные принципы данной теории по Наоми Голан:
* каждый человек, группа или организация испытывает кризисы на протяжении своей жизни;
* опасные, рискованные события (hazardous events) представляют главные проблемы или серии трудности, с которых начинается кризис;
* эти стрессовые события могут быть ожидаемые (подростковый возраст, брак, переезд в другой дом) или не ожидаемые (смерть, развод, природные катастрофы, пожары);
* состояние уязвимости влечет то, что в результате стрессора люди терпят неудачи, теряют свой баланс, эквилибриум;
* баланс дает людям способность справиться с тем, что происходит;
* когда эквилибриум нарушен, мы пытаемся применить наши обычные способы решения трудных проблем, а когда эти способы не срабатывают, мы пробуем новые;
* напряжение и стресс возрастают с каждой неудачей;
* к нерешенным проблемам добавляется фактор ускорения («последней капли»), который усиливает напряжение и вызывает дезорганизованное состояние активного кризиса;
факторы «последней капли», ускоряющие процесс кризиса, могут быть представлены клиентом перед социальным работником как основная проблема, но это не есть кризис, а лишь звено в цепочке;
стрессовые события можно рассматривать по-разному, при этом каждый из трех приведенных способов вызывает свою типичную реакцию.
Стрессовые события Реакции
угрозы беспокойства
потери депрессия
испытания слабое беспокойство, надежда, ожидание и
больше попыток решить проблему
* чем больше проблем было успешно решено в прошлом, тем больше стратегий в решении проблем будет доступно, и тем самым состояние активного кризиса будет менее вероятно; неудачи в разрешении проблем в прошлом ведет к тому, что люди чаще попадают в состояние активного кризиса и считают трудным избежать его;
* все кризисы разрешаются в течение 6-8 недель;
* люди в состоянии кризиса оказываются более открытыми для помощи, чем те, кто стабилен; интервенция в ситуации кризиса происходит более успешно, чем в другое время;
* восстанавливаясь, «реинтегрируя» свою стабильность после активного кризиса, люди получают набор способов решения проблем, что гарантирует улучшение способности справляться с проблемами в будущем.
Шаги реинтеграции (восстановления):
* корректное осмысленно восприятие: клиенты получают более точное и полное представление о событиях, воздействующих как стрессоры;
* управление чувствами: клиенты освобождаются от чрезмерных эмоций, и это позволяется и принимается терапевтом (социальным работников);
развитие новых способов решения проблем, новых стратегий поведения