Психодинамическая модель
Модели и теории Социальной Работы
План занятия
Введение
Основателем социальной работы считается Мэри Ричмонд, опубликовала её главный труд - «Что такое социальная терапия».
Социальная работа, как поле, разделенное то есть на три част:
- Социальная работа, как профессия;
· Социальная работа как учебная дисциплина;
- Социальная работа как сфера научных исследований.
Теория социальной работы является мультидисциплинарной областью знаний. В состав теории социальной работы входят такие науки как психология, социология, юриспруденция, правоведение, педагогика, медицина, философия, история.
В профессиональной деятельности специалисту по социальной работе необходимо владение определёнными моделями и теориями.
Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы оказания помощи клиентам.
Классификация моделей социальной работы:
ü психолого-ориентированные: Акцент делается на личности клиента.
ü социолого-ориентированные: При решении проблемы необходимо обратить внимание на окружения клиента.
ü комплексно-ориентированные: Важную роль в процессе решения возникшей проблемы играют и личность клиента, и его окружение.
Психодинамическая модель основана на работах З.Фрейда и его последователей.
Фрейдом была разработана модель, состоящая из трех главных частей, находящихся в динамическом взаимодействии между собой:
• Id(oHo)
• Ego (я)
• Superego (сверх я)
V каждого до некоторой степени гармоничного человека все три структуры уравновешивают друг друга и составляют единое образование, обеспечивающее непрерывное развитие психической сферы. «Ид» — это фундаментальная и единственная врожденная часть психики, состоящая из желаний, инстинктов и импульсов. «Эго» и «супер-эго» развиваются из «ид», которым руководит принцип удовольствия. Неудовлетворенные потребности требуют удовлетворения. Задача «ид» — избежать неприятных ощущений и боли.
Школы этой модели называются психодинамическими, поскольку в основе лежит теория, предполагающая следующее:
· поведение исходит из работы сознания,
· сознание управляет поведением,
· сознание и поведение влияют и находятся под влиянием социального окружения человека.
· Этот подход повлиял на стиль отношений в социальной работе.Психодинамическая модель социальной работы утвердиласледующий стиль взаимодействия с клиентом: открытый, внимающий, позволяющий высказаться, нацеленный на поиск объяснения и понимания личности. Внимание должно быть обращено на чувства и бессознательные факторы в большей степени, чем на события и мышление. В рамках данной модели акцентируются проблемы детства, ранних зависимостей, материнской депривации. Инсайт как важный компонент понимания и действий в социальной работе. Меньше внимания уделяется социальным факторам, чем психологическим.