Кредитные средства платежа (продолжение)

№12

№11

№10

№9

№8

№7

№6

№5

№4

№3

№2

№1

 

Для синтетического учета материалов предназначен счет 10 "Материалы", где учитывают движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Строительные материалы";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации";

10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы".

Согласно плана счетов используется счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

1. В случае использования 15 и 16 сч.:

Д15 К60 – при оприходывании по рыночным ценам

Д18 К60

Д16 К15

Д10 К16

2. Сч. 15 не нашел широкого применения в строительных организация РБ:

Д16 К60 – на стоимость ТЗР

Д10 К60

Д10 К60

3. В случае неиспользования счета 15 и 16:

Д10 К60

Строительные материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету на забалансовый счет 002 "Имущество, принятое на ответственное хранение" (материалы заказчика)

На основании данных материальных отчетов, а также аналитических данных счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" формируется ведомости "Движение материалов в стоимостном выражении». Ведомость ведется в разрезе материально ответственных лиц по каждому счету (субсчету), на котором в организации учитываются строительные материалы.

Включает следующие графы: остаток на начало месяца и остаток на конец месяца; приход и расход (итоговые данные материальных отчетов по источникам поступления материалов и по направлениям выбытия материалов с указанием номера бухгалтерского счета).

Строки "Итого по учетным ценам" и "Отклонения" заполняются организациями, учетной политикой которых предусмотрен метод отражения на счетах бухгалтерского учета фактической себестоимости материальных ценностей при поступлении с использованием счетов 10 "Материалы" и 16 "Отклонение в стоимости материалов".

Текущий процент отклонений рассчитывается по формуле

 

По = (Он + Оп) x 100) / (Мн + Мп),

 

где По - процент отклонений;

Он - остаток отклонений на начало месяца;

Оп - сумма отклонений по поступившим в течение месяца материалам;

Мн - остаток материалов на начало месяца по учетным ценам;

Мп - стоимость материалов, поступивших в отчетном месяце по учетным ценам, без учета поступлений в порядке внутреннего перемещения.

Распределение отклонений производится в следующем порядке:

определяется сумма отклонений, приходящихся на остаток материалов на конец отчетного месяца, путем умножения стоимости остатка материалов на конец месяца по учетным ценам на текущий процент отклонений. Полученная сумма указывается в строке "Отклонения" графы "Остаток на конец месяца";

определяется общая сумма отклонений, приходящихся на выбывшие в отчетном месяце материалы. Расчет производится по формуле

 

Он + Оп - Ок,

 

где Ок - сумма отклонений, приходящихся на остаток материалов на конец отчетного месяца. Полученная сумма указывается в строке "Отклонения" графы "Итого по расходу";

Общая сумма отклонений, приходящихся на выбывшие в отчетном месяце материалы, распределяется по направлениям выбытия.

В зависимости от этого в бухгалтерском учете делают записи:

Д 08, 20, 23 , 25 , 26, 90К16

90 сч. используется в случае, если стоимость материалов, переданных генеральным подрядчиком субподрядчику по ценам, превышающим более чем на 5 % цену приобретения материала, так и не превышающем.

На стоимость материалов, выбывших в порядке внутреннего перемещения, отклонения не распределяются. Данные строки "Итого по фактической себестоимости" определяются путем суммирования данных, отраженных в соответствующих графах строки "Итого по учетным ценам" и строки "Отклонения".

При отпуске материалов на строительное производство в зависимости от видов затрат в бухгалтерском учете делаются записи:

 

Д 23,25,26,29,44 К 10

 

 

В строительных организациях содержание складов, ЗП кладовщиков, начисление амортизации по центральному складу учитывается на счете 44 "Расходы на реализацию".

Собранные в течение месяца затраты по Д 44 в корреспонденции с К 10,70,68,69,76 списываются в Д 16 счета.

В том случае, если в строительных организация ЗП аппарата центрального склада включена в штатное расписание работников и служащих основного производства, то в этом случае начисление ЗП отражается записью:

Д 26 К 70

 

Выбытие материалов по различным причинам:

1. Реализация;

2. Безвозмездная передача;

3. Списание в результате того, что пришли в негодность по истечении сроков хранения или морально устарели;

4. В результате выявления недостач, хищений или порчи.

5. В счет вкладов в УФ.

1.Информация о процессе выбытия материалов при реализации и возврате тары в бухгалтерии ведется на счете 90 субсчет "Прочие доходы и расходы по текущей деятельности».

Продажа материалов оформляется подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо уполномоченным должностным лицом путем выписки товарно-транспортной или товарной накладной на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или уполномоченных лиц.

Реализация материалов отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" - К 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - списание фактической себестоимости реализуемых материалов (стоимости, отраженной в учете);

Д 90-2 "Налог на добавленную стоимость" – К 68-2 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг" - начисление налога на добавленную стоимость, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.

Отражение выручки от передачи материалов покупателям по цене реализации отражается бухгалтерскими записями:

Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – К 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" - при признании в бухгалтерском учете выручки по мере отгрузки материалов покупателю (метод начисления);

Дебет счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета" - Кредит субсчета 90-7 "Прочие операционные доходы" - при признании в бухгалтерском учете выручки по мере оплаты отгруженных материалов покупателю.

 

Пример. Организация продает материалы, приобретенные ранее для производственных нужд. Учет материалов в данной организации ведется с использованием уточняющих счетов 15 и 16. На основании договора цена реализации материалов 538080 руб., в том числе НДС 82080 руб. Форма расчета аккредитивная. Покупная стоимость реализуемых материалов 415000 руб. Средневзвешенный процент отклонений составляет 5% от покупной стоимости материалов.

В бухгалтерии отражаются следующие записи по продаже материалов.

 

Наименование Расчет Сумма (руб.)
1. Цена реализации материалов без НДС  
2. Сумма отклонений в стоимости, подлежащая списанию 415000 x 5%

 

N п/п Дебет счета Кредит счета Сумма руб. Содержание операций
Поступление денежных средств от покупателя в порядке предоплаты
90-8 Списание покупной стоимости реализуемых материалов
90-8 Списание отклонений в стоимости реализуемых материалов
90-2 68-2 Начисление НДС в бюджет от реализации материалов
90-7 Передача материалов покупателю по договорной цене
90-9 Отражена прибыль от реализации материалов

 

2.Информация о процессе выбытия материалов в результате безвозмезднойпередачи ведется на счете 92 "Внереализационные доходы и расходы".

Пример. Организация по договору дарения передает другому субъекту хозяйствования материалы, приобретенные ранее для нужд производства. Покупная стоимость передаваемых материалов 238000 руб. НДС в соответствии с законодательством начисляется в бюджет от закупочной стоимости и составляет 42840 руб. (238000 x 18%).

В бухгалтерии отражаются следующие записи по передаче материалов по договору дарения.

N п/п Дебет счета Кредит счета Сумма руб. Содержание операций
90-8 Списание покупной стоимости передаваемых материалов
90-2 68-2 Начисление НДС в бюджет при безвозмездном выбытии материалов
90-9 Отражен убыток от безвозмездной передачи материалов

 

3.Стоимость передаваемого в качестве вклада в уставный фонд другого субъекта хозяйствования имущества не списывается с баланса предприятия, а подлежит отражению в качестве финансового вложения по счету 58 "Финансовые вложения", на котором предусмотрен специальный субсчет 58-1 "Паи и акции". В бухгалтерии взносы материалов в уставный фонд другого субъекта хозяйствования отражаются бухгалтерскими записями:

Д90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" - К10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - передача материалов в качестве вклада в уставный фонд по учетной цене (цене приобретения);

Д 58 "Финансовые вложения" субсчет 58-1 "Паи и акции" - К90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" - отражение стоимости передаваемых в качестве вклада в уставный фонд материалов по оценке, согласованной между учредителями;

Д 90-9 "Прибыль от текущей деятельности" – К 99 "Прибыли и убытки" - отражается финансовый результат от передачи материалов в качестве вклада в уставный фонд (для целей налогового учета эта сумма не принимается).

 

На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки. Аналитический учет материалов, переданных в переработку, организуется в разрезе предприятий, перерабатывающих переданные им материалы, и должен обеспечить контроль за операциями по переработке материалов на этих предприятиях.

 

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".

По дебету субсчета 10-6 "Прочие материалы" учитываются поступление металлолома от разборки основных средств - в корреспонденции с кредитом счета 91 "Операционные доходы и расходы"; от замены запасных частей при ремонте основных средств, списании средств в обороте - в корреспонденции с кредитом счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства"; от неустановленного источника его образования - в корреспонденции с кредитом счета 92 "Внереализационные доходы и расходы"; от возврата материалов при строительстве объектов (включая модернизацию, реконструкцию) - в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

 

 

 

На субсчете 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы" учитываются наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. По дебету субсчета 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы" учитываются: поступление лома, содержащего драгоценные металлы, полученного от разборки или демонтажа оборудования, приборов и иных изделий (по ценам на дату постановки на учет), - в корреспонденции с кредитом счета 91 "Операционные доходы и расходы"; отходы производства, содержащие драгоценные металлы (по ценам на дату постановки на учет), - в корреспонденции с кредитом счета 20 "Основное производство"; дооценка стоимости драгоценных металлов до цены на дату отгрузки - в корреспонденции с кредитом счета 91 "Операционные доходы и расходы". По кредиту субсчета 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы" отражается отгрузка лома и отходов на переработку (по ценам на дату отгрузки) в корреспонденции с дебетом субсчета 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".

 

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой организацией как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы". Учет тары на тарных складах организуют по ее видам, исходному материалу и категориям.

Снабженческие, сбытовые и торговые организации учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитываются готовые детали, узлы, используемые для замены изношенных при проведении ремонтов, а также шины транспортных средств в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

 

 

На субсчете 10-3 "Топливо" учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. Используемые как топливо отходы, полученные в процессе производства (древесные опилки, обрезки), также отражаются по субсчету 10-3 "Топливо". При использовании кредитных карт на нефтепродукты учет их поступления и расходования также осуществляется на данном субсчете. Кроме того, нефтепродукты должны быть учтены по местам хранения - на складах и в баках транспортных средств. В связи с этим должны быть открыты следующие аналитические счета к субсчету 10-3 "Топливо": "Топливо на складах", "Топливо по кредитным картам", "Топливо в баках транспортных средств".

 

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

На субсчете 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" учитывается поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" учитывается наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" отражается перенос стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции, работ, услуг в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат и списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета 91 "Операционные доходы и расходы".

Для отдельных предметов, учитываемых в составе оборотных средств, характерно многократное участие в процессе производства, сохранение натуральной формы и постепенное изнашивание. К таким предметам относят:

- предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

- предметы, стоимость единицы которых на момент приобретения не превышает величину, установленную учетной политикой организации, в пределах лимита, определяемого Министерством финансов Республики Беларусь (в настоящий момент - в пределах 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливается в пределах 10 базовых величин за единицу)). При этом для сравнения с лимитом стоимость предметов принимается без налога на добавленную стоимость (кроме предметов, приобретаемых организациями, финансируемыми из бюджета, за счет средств соответствующих бюджетов, по которым стоимость предметов определяется с учетом НДС);

- предметы независимо от их стоимости и срока службы:

- орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи, иные орудия);

- специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности в соответствии с законодательством;

- форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;

- белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;

- специальные инструменты, специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) и сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие, обусловленные специфическими условиями изготовления продукции устройства);

- технологическая тара - тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и (или) непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т.п.);

- посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;

- сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки) и иные подобные объекты.

В Типовом плане счетов для учета предметов, учитываемых в составе оборотных средств, предназначен счет 10 "Материалы". К нему могут открываться субсчета:

10-9-1 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности на складе";

10-9-2 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации";

10-10 "Спецоснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Спецоснастка и специальная одежда в эксплуатации".

Стоимость предметов, учитываемых на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы", переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг в следующем порядке:

- по специальным инструментам и приспособлениям (штампы, пресс-формы и др.) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из расходов на их изготовление (приобретение) и срока полезного использования до двух лет; стоимость специальных инструментов и приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент их передачи в производство данного заказа;

- по спецодежде, спецобуви и другим предметам, по которым установлены сроки службы, - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы;

- по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом возврата материальных ценностей, полученных от разборки;

- по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации по одному из двух вариантов:

а) в размере 50% стоимости предметов - при передаче их со склада в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при их выбытии за непригодностью;

б) в размере 100% (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии.

Стоимость предметов до одной базовой величины может списываться единовременно на затраты по мере передачи в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете операции по движению отдельных предметов в составе оборотных средств отражаются следующим образом:

 

Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
На стоимость приобретенных предметов 10-9-1, 10-10
На сумму НДС по полученным предметам 18-3
Предметы переданы в эксплуатацию 10-9-2, 10-11 10-9-1, 10-10
Начислен износ по переданным предметам 20, 23, 25, 26, 44 10-9-2, 10-11
На стоимость ветоши, лома при выбытии предметов за непригодностью 10-6 20, 23, 25, 26, 44

Непригодность предметов к дальнейшему использованию, невозможность либо неэффективность ремонта определяются комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Комиссия также определяет возможность использования либо реализации материалов, остающихся от списываемых предметов.

Списание предметов оформляется в одном экземпляре актом на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей, в котором отражаются причины списания, указываются виновные лица. Если предмет пришел в негодность по вине работника, определение размера ущерба и способ его возмещения определяются в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьями 222, 226, 230 Трудового кодекса Республики Беларусь на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, а также на работах с вредными и опасными условиями труда наниматель обязан:

- обеспечить бесплатную выдачу работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по установленным законодательством нормам;

- организовать содержание средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (хранение, стирку, ремонт, чистку, дезинфекцию, обезвреживание).

Наниматели негосударственной формы собственности имеют право применять отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты с учетом специфики работы без дополнительного согласования с органами государственного управления.

Средства индивидуальной защиты являются собственностью организации и подлежат возврату при увольнении работника. Если работник не возвращает выданную спецодежду, ее стоимость взыскивается из заработной платы работника при увольнении. В этом случае в учете делают следующие записи:

 

Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражена остаточная стоимость выбывшей спецодежды 90-8 10-11
Начислен НДС в соответствии с законодательством 90-2
На сумму задолженности работника за спецодежду по остаточной стоимости (с учетом налога на добавленную стоимость) 90-7
Внесена в кассу (удержана из заработной платы) стоимость спецодежды 50, 70

 

Для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных принадлежностей применяется ведомость учета выдачи спецодежды и спецобуви и предохранительных приспособлений (форма N М-38п).

Учет выданных работникам спецодежды и спецобуви ведется в личной карточке учета спецодежды, спецобуви и предохранительных принадлежностей (форма N М-37п). В карточке указываются: наименование, количество, срок службы, даты выдачи и возврата. Личная карточка ведется в одном экземпляре по каждому работнику и хранится у кладовщика.

Дежурная спецодежда и спецобувь, предохранительные приспособления коллективного пользования должны находиться в кладовых и выдаваться под ответственность работников, перечень которых утверждается руководителем организации. Дежурная спецодежда и спецобувь, предохранительные приспособления записываются на отдельную карточку с пометкой "Дежурная".

Спецодежда кратковременного пользования (рукавицы) выдается по спискам.

Для учета предметов, выданных рабочему для длительного пользования из раздаточной кладовой, используется карточка учета инструмента и инвентаря в эксплуатации (форма N М-31п), заполняемая кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы.

Дежурная спецодежда и спецобувь, предохранительные приспособления коллективного пользования должны находиться в кладовых и выдаваться под ответственность работников, перечень которых утверждается руководителем организации. Дежурная спецодежда и спецобувь, предохранительные приспособления записываются на отдельную карточку с пометкой "Дежурная".

Спецодежда кратковременного пользования (рукавицы) выдается по спискам.

Для учета предметов, выданных рабочему для длительного пользования из раздаточной кладовой, используется карточка учета инструмента и инвентаря в эксплуатации (форма N М-31п), заполняемая кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы.

Инвентаризация является одним из действенных средств контроля и состояния сохранности материальных ценностей. Она проводится с целью установления соответствия фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится не менее одного раза в год с таким расчетом, чтобы перед составлением годового отчета инвентаризация проводилась не ранее 1 ноября отчетного года.

При проведении инвентаризации выявленные излишки, недостачи, повреждения, порча материальных ценностей должны тщательно анализироваться и по ним должны приниматься решения, предотвращающие такие случаи. Стоимость выявленных излишков материальных ценностей приходуются на счета по учету материалов, а недостачи списываются в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При этом недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на счета издержек производства, а сверх норм - на счета конкретных виновных лиц. Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них, то суммы недостач погашаются за счет результатов финансово - хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица письменно подтверждают, что они сдали все документы и что неоприходованных или несписанных ценностей за ними не числится.

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях. Описи должны составляться четко, без помарок и неоговоренных исправлений. На основании описей для выявления результатов инвентаризации работники бухгалтерии составляют сличительные ведомости результатов инвентаризации. В них заносят только те материальные ценности, по которым имеются расхождения. При наличии расхождений материально ответственные лица должны дать письменные объяснения о причинах недостачи или излишков.

Независимо от причин возникновения все недостачи по фактической себестоимости относят в дебет активного счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до принятия решения о способах погашения недостач. Указанное решение оформляется приказом директора организации. Этот приказ является основным документом по списанию недостач. Недостачи могут списываться:

- на затраты производства (себестоимость) - в пределах норм естественной убыли;

- на счет конкретного виновника;

- на счет внереализационных расходов.

Отражение недостачи материалов, выявленных в результате проведения инвентаризации, до принятия решения о погашении в учете отражается следующими записями:

Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - Кредит счета 10 "Материалы" и счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" - списание фактической стоимости недостающих материалов (отраженной в учете);

Списание недостач отражается по кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" по разным направлениям в зависимости от источника погашения бухгалтерскими записями:

Дебет счета 20 "Основное производство" - Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - списание недостач в пределах норм естественной убыли по фактической себестоимости;

Дебет субсчета 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - списание недостач при наличии конкретных виновников в недостаче ценностей;

Дебет субсчета 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" - Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - списание недостач при отсутствии конкретных виновников в недостаче ценностей или если суд отказал во взыскании с них.

Стоимость излишков, выявленных в результате проведения инвентаризации, приходуется бухгалтерской записью:

Дебет счета 10 "Материалы" - Кредит субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" - на сумму выявленных излишков по оценке комиссии.

На отдельные виды материалов: цемент, щебень, песок устанавливаются нормы естественной убыли. Они являются предельными и не зависят от расстояний в перевозке. Существуют нормы при хранении и при их перевозке.

Списание материалов в пределах норм естественной убыли только при выявлении недостачи при инвентаризации ТМЦ.

Пример:

Получено 3000 м3. По результатам инвентаризации выявлена недостача 60 м3 щебня на сумму 48 000, норма естественной убыли при перевозке – 1,3% (3000*1,3=39), а при хранении 0,5 % (3000*0,5=15). 48000/60*54-43200, остальные 4800- на виновное лицо.

 

В условиях рыночной экономики в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в балансе должна быть отражена фактическая стоимость активов организации.

Субъекты хозяйствования имеют право отражать в бухгалтерском балансе и отчетности производственные запасы по рыночным ценам. Для этого Типовым планом счетов бухгалтерского учета предусматривается возможность формирования уточняющего счета 14 "Резервы под снижение стоимости запасов", на котором отражается резерв на покрытие отклонения в стоимости материалов.

При выявлении отклонений в стоимости производственных запасов (сырья, материалов и т.д.) на разность между фактической стоимостью приобретения и рыночной ценой формируется резерв за счет операционных расходов и отражается бухгалтерской записью:

Дебет субсчета 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" - Кредит счета 14 "Резервы под снижение стоимости запасов" - на величину формирования резерва.

Определение рыночной стоимости обесценивающихся активов требует наличия достоверных, объективных источников информации.

В следующем отчетном году по мере списания материальных ценностей, для которых был образован резерв, сумма резерва восстанавливается (списывается), увеличивая операционные доходы организации бухгалтерской записью:

Дебет счета 14 "Резервы под снижение стоимости запасов" - Кредит субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" - на величину восстановления резерва и включения этой суммы в состав финансовых результатов по мере использования материалов.

В бухгалтерии отражаются следующие записи по формированию и списанию резерва.

 

N п/п Дебет счета Кредит счета Сумма руб. Содержание операций
90-8 Формирование резерва на основании инвентаризации на конец отчетного года (31 декабря)
90-9 Списание в состав убытков (финансовых результатов) отчетного года суммы, использованной на формирование резерва (31 декабря)
Списание материалов со склада при отпуске в производство в году, следующем за отчетным (20 февраля)
90-7 Списание в состав операционных доходов сумм сформированного ранее резерва при расходовании материалов, для которых он был сформирован 20 февраля следующего за отчетным года
90-9 Списание в состав прибыли (финансовых результатов) следующего за отчетным года суммы неиспользованного резерва (20 февраля)
90-7 Списание в состав операционных доходов сумм неиспользованного резерва при соответствии фактической себестоимости материалов их рыночной стоимости (31 декабря следующего за отчетным года)
90-9 Списание в состав прибыли (финансовых результатов) суммы неиспользованного резерва в году, следующем за отчетным (31 декабря)

 

В бухгалтерском балансе и отчетности сумма резерва отдельно не учитывается (не отражается). В типовой форме баланса при отражении строк, характеризующих состояние материальных ценностей (для которых он создавался), сумма, отраженная в учете по счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" уменьшает стоимость материалов, т.е. сумму, отраженную в учете на счете 10 "Материалы".

Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" применяется не только при выявлении снижения стоимости материалов (производственных запасов), но и при снижении стоимости других материальных ценностей организации: готовой продукции, товаров, а также незавершенного производства.

 

3. БАНКОВСКИЙ ПЕРЕВОД – третье средство платежа, используемое в международной торговле; это расчетная банковская операция, которая производится посредством направления платежного поручения от одного банка другому. Платежное поручение представляет собой приказ банка, составленный на основе указаний перевододателя — клиента банка, адресованный своему банку-корреспонденту, о выплате определенной суммы денег переводополучателю (бенефициару).

Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты ими по согласованию с разными кредиторами, при уплате долгов по займам и кредитам, урегулировании рекламаций, возврате излишне полученных сумм и др. Платежные поручения принимаются банками только при наличии денег на счетах плательщиков.

Введение электронной обработки данных обеспечило новые возможности для значительного сокращения времени осуществления платежей. Систему СВИФТ (Общество всемирной межбанковской финансовой телесвязи – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications SWIFT), которая стала новой организационной формой передачи данных между банками-корреспондентами в международном платежном обороте, была учреждена в 1973 г.