Судебная бухгалтерия.

10.09.2011 г.

Лекция № 1.

Что такое судебная бухгалтерия? Одна из судебно-прикладных дисциплин. Им корреспондируют определенные виды деятельности.

После распада СССР изменились задачи и практика. Изменился хозяйственных/бухгалтерский учет. Судебная бухгалтерия выявляет другие аспекты – как претерпела хозяйственная деятельность от различных деструктивных факторов общественной жизни.

Предмет судебной бухгалтерии – закономерности отражения негативных изменений в хозяйственной деятельности, вызванные различными деструктивными факторами (преступления, хозяйственными правонарушениями) и разработка специальных приемов и методов выявления этих негативных изменений, а также обоснование методики применения специальных экономических знаний.

Таким образом мы видим, что есть закономерности отражения негативных изменений.

Тем более должна быть определенная система, которая бы позволила бы уловить эти негативные изменения. На этом основании выделяется этот предмет.

Если есть закономерности отражения негативных изменений, то они отражаются в практике. Как?

· В практике – в виде учетных несоответствий. Не совпасть может то, как фактически была совершена сделка с тем, что отражено в отчетности.

В практике мы рассматриваем отчетность как способ ретроспективного восприятия информации.

Нужно использовать определенные методы. Какие есть:

1. Метод бухгалтерского анализа.

На основе анализа данных бухгалтерского учета понять как отражалась та или иная хозяйственная деятельность в учетной системе через понимание такого важного факта, что метод бухгалтерского учета имеет внутреннюю связь и несоответствия разрушают внутреннюю связь.

2. Метод экономического анализа.

Этот метод строится на определенном принципе – принципе непротиворечивости взаимосвязанной системы технико-экономических показателей.

Это означает, что есть очень прямая внутренняя связь между такими показателями как объем произведенной продукции с себестоимостью произведенной продукции.

Объем валовой продукции будет влиять на объем выручки.

Объем валовой продукции будет влиять на затраты сырья, рабочей силы.

Если тут нарушаются связи, тогда возможно были где-то нарушения.

3. Метод документального анализа.

Это метод производный от метода, который мы уже имели в бухгалтерском анализе. Анализ документов в бухгалтерском учете в этом плане узок. Тут нужен комплексный анализ документов как материальных носителей информации о хозяйственной деятельности, например, о негативных изменениях, которые произошли в этой хозяйственной деятельности.

Тут можно проследить подлог документов. Это отличается от ординарных методов бухгалтерского учета. Все это изучение нашего курса заключается в познании этих трех методов бухгалтерского учета.

Если говорим о хозяйственнной деятельности – это напрямую связано с экономикой.

Лекция № 2.

Экономический механизм, его структура, дисфункции экономического механизма и их проявление в экономической преступности и хозяйственной деятельности.

1. Экономический механизм присущ определенной экономической системе.

Теперь мы знаем, что тот способ производства, который был основан на идеалистическом восприятии экономических законов назывался системой централизованного планирования. Эта система постоянно воспроизводила дефицит ресурсов. Каждый из участников экономической системы обладает рациональностью и он пытается сделать то, что ему выгодно (если участник знает, что не сможет исполнить то, что от него потребует система, начинает дезинформировать информационную систему).

Возникала спекуляция.

Было централизованное распределение, порождающее дефицит. НА чем система держалась? На высокой цене природных ресурсов. Когда упала цена нефти, мы не смогли выполнять свои социальные обязательства и СССР пало.

Сейчас экономическая система построена на принципе спроса и предложения.

Можно ли было создать такую экономику в короткие сроки? Нет, легко рушить, тяжело создавать. Т.к. мы разорвали систему экономической кооперации, которые создавались на протяжении многих лет.

Таким образом, мы получили определенную экономику, получили экономику с потенциалом для развития. Речь идет о ресурсах – недрах и металлах, финансовых ресурсов, производственные отношения.

Так вот, когда эти связи нарушались, мы еще обладали производственной базой – инновационные разработки. Мы понесли безвозвратные потери в экономическом смысле и попали в ряд не развитых, а развивающихся стран. Вся наша экономика сидит на нефтегазовых доходов. 60% ВВП – это доходы от продажи сырья, без глубокой переработки.

Разрушили производственную базу (это не отвлеченное понимание, а четкие статистические данные). Износ основных фондов – 70-80% (Росстат). Это означает, что износ у нас уже достиг критического уровня по той просто причине, что безопасность экономики строится от 0 до 50% - вот это еще конкурентоспособная экономика. Износ в Германии – 25%. Они производят продукция на новом оборудовании и их продукции конкурентоспособна (т.к. Германия сохранила свою производственную базу). Если основные фонды не обновлять – мы рискуем вообще ее потерять.

Все это связано с разрушением основных фондов. Для полного обновления наших основных фондов – лет 120.

Развитая экономика – высокий уровень консолидации промышленной деятельности. У нас разные отрасли производства и между ними колоссальный разрыв между ними. Добывающая промышленность развита, а перерабатывающая – нет.

Видим, что при наличии существующих факторов производства – ресурсов – мы констатируем, что мы не можем воссоздать те экономические объемы, которые были до 1990 года.

Хозяйственный механизма функционирует на определенной основе совокупности регуляторов:

· Планирование

· Финансирование

· Кредитование

· Налогообложение

· Денежное обращение

· Банковская система

· Материально-техническое снабжение

· Способность к восприятию научно-технического прогресса

· Мотивация труда

· Учет, отчетность и контроль как способ, через который мы осуществляем обратную связь с экономикой

Экономический механизм -некая совокупность институтов (регуляторов), посредством которых осуществляется организация экономической жизни общества, осуществляется регулирование хозяйственных процессов, происходит то, что мы называем «свободная реализация права собственности».

Надо рассмотреть некоторые его особенности:

1. Он создается не насильственно, а постепенно вырастает из способов производства;

2. Это механизм саморегулирующийся (мы постепенно улучшая качество этих институтов добиваемся высокого уровня консолидации и получаем развитую экономику);

3. Этот экономический механизм должен создавать равновесие (интерпретация закона спроса и предложение) – равновесие на рынке труда, на рынке капитала, на рынке денежного обращения, в банковской системе.

Как же так, ведь возникают кризисные явления? Но это связано с кризисом перепроизводства, но нашей стране это в принципе не свойственно (т.к. нам еще надо учиться производить).

Экспорт – 1%. Импорт растет темпами – 30% в год .Происходит замещения импортом.

Импорт он не позволяет стимулировать внутреннее производство. Если его не стимулируем – тогда губим спрос внутри, не создаем же мы точек производства. Нужно создать возможности внутреннего роста.

Нужно проанализировать каждый элемент.

Планирование.

Высокий уровень вмешательства в экономику имеется в Японии, в Китае и в последнее время со стороны всех государств во время кризиса.

Мы должны детально разработать механизм восстановления экономики – через бюджет.

Есть БК РФ и есть экономические расчеты, которые касаются статей расходов. Расходы, связанные с бюджетом должны быть трезвыми и реальными.

Рубль перестанет укрепляться, потом будет период скрытой или открытой девальвации, а потом будет инфляция – вот что будет, если много наобещать перед выборами.

Нужно посмотреть, насколько выполнимы статьи бюджета по различным статьям расхода. Тогда уже можно будет говорить о том, что мы создаем равновесие путем планирования.

Наш бюджет планировался исходя из 70-80 долларов за баррель. А теперь он стоит 113 долларов за баррель. Но если упадет цена на нефть, то будут сворачиваться социальные программы и компенсации в бюджет не будет – т.к. нет производства, за счет которого можно было бы наполнить бюджет.

Мы планируем расходы исходя из того, какие у нас есть регионы – дотационные (у них доходов своих 15%, максимум 25%). Когда там происходит определенное смещение (когда не все деньги используются не так как надо) – например, Дагестан – там есть денежный навес, который не имеет реальных оснований. Что нужно делать? Нужно ограничивать дееспособность этих регионов. Можно взять часть полномочий от этих регионов, либо финансовый мониторинг усиливать.

Страна в определенной степени потеряла управляемость. Когда говорим о планировании и финансировании основных программ, то должна быть программа обновления основных фондов (должны быть определенные льготы в этой сфере).

Налогообложение.

Говорим об определенной системе прямых и косвенных налогов, их соотношении, собираемости налогов, налоговом администрировании.

Оценивая данные факты мы исходим из того обстоятлеьтсва, что с помощью налогов мы пополняем бюджет, производим перераспределение доходов, влияем на производственные процессы.

С помощью налогов, можно регулировать денежную массу. Это все с помощью налогообложения.

Но если посмотрим на практику, то можно увидеть, что вопросы изъятия и стимулирования не сбалансированы. Пример – НДС.

НДС – важнейший налог (косвенный) и сбор НДС показывает, что наряду с тем, что очень спорна сама ставка НДС (высокая), то она еще и плохо собирается, да еще и разбирается.

Например ,очень много дел в судах, в которых налоговые органы отказывают в возвращении НДС.

Пример - я построил гипермаркет Ашан, вот он стоит – мне нужно вернуть НДС. Налоговый орган отказывает, т.к. документы не соответствуют требованиям (и речь идет именно об отдельных документах) – смехотворные поводы.

Или дело Магницкого (оно касалось того, что должны были вернуть НДС одной инвестиционной компании, но его не вернули, более того – Магницкий показал схему хищения НДС). Сам Магницкий умер в СИЗО. Важно знать, как НДС собирается, как собирается налог на прибыль, действенная ли система плоского налогообложения, которая существует сейчас и которая игнорирует полностью доходы того, кто получает 10.000 и несколько млн. долларов (все платят по одинаковой ставке – 13%). Нужна прогрессивная ставка налогообложения (мнение лектора). Это будет одним из главных вопросов грядущей избирательной компании.

Если система налоговая устроена не правильно – это вызывает дисфункции во всем государстве. С налогами связан тесно вопрос и ценообразования. При высоком уровне монополизма здесь действует не закон рынка, а действую монопольно высокие цены отдельных компаний.

Например, цены на бензин. Она устанавливается путем картельного сговора.

То же касается и ЖКХ. Как же там можно определить рыночную цену?

Высокий уровень монополизма в экономике свидетельствует о том, что он не очень рыночный. Нужно демонополизировать экономику, создать новый класс предпринимателей (средний класс) и позволить свободно осуществлять хозяйственную деятельность всеми.