Понятие ораторского искусства

Если в официально-деловом стиле осуществляется функция долженствования, предписания, если язык официальных доку­ментов стандартизован, клиширован, то в произведениях ора­торского искусства речь обращена непосредственно к публике. Она произносится с целью не только сообщить новые сведения но определенной теме, но и оценить их, помочь слушателям ра­зобраться в них и воздействовать на разум и чувства слу­шателей для того, чтобы сформировать у них определенное отно­шение к анализируемым явлениям, событиямГЧтобы речь могла оказывать воздействие, она должна быть ясной, точной, логичной, образной, а говорящему желательно владеть красноречием.

[1] Об этом см. с. 96—101.

 

 

[.Человека, произносящего публичную речь, обычно называ­ют оратором, независимо от того, как он говорит: понятно или нет, эмоционально или сухим, стандартным языком^: То есть слово ораторвыступает в этом случае как термин. Но у него есть второе значение — главное: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Оратор — это человек, умеющий говорить перед аудиторией, умеющий излагать свои мысли сразу для множества людей.

Умение — это дар или этому можно научиться? М. М. Спе­ранский в учебнике «Правила высшего красноречия» писал: «Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться этим божественным даром».

Умение — «способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом». Ораторское умение основывается на по­стоянном упорном, целенаправленном труде, оно включает в себя громадный объем знаний из различных областей деятель­ности, искусное владение языком, умение управлять аудитори­ей, отвечать на вопросы. Оно требует постоянных, системати­ческих упражнений. Только в результате этого человек может овладеть секретами публичного выступления, методикой при­влечения внимания слушателей, умением говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно.

«...Какое у нас с вами в руках бесценное богатство — жи­вое... слово; какими громадными возможностями — психологи­ческими, художественными, информативными — обладает со­временная публичная речь, какая это вообще замечательная штука — выступление...», — пишет украинский писатель, лек­тор, актер и режиссер И. А. Шведов в книге «Искусство убеж­дать» [166, слово к читателю].

Деятельность оратора по подготовке и произнесению пуб­личной речи — это искусство, творческая деятельность, это вы­сокая степень мастерства. «Оратор есть тот, — писал Цице­рон, — кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

В теории публичной речи ораторское искусствопонимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произ­несению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слуша­

телей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

В толковых словарях синонимом понятия «ораторское искус­ство» является красноречие,имеющее значения: 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант || Ис­кусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Известный судебный оратор А. Ф. Кони различал эти поня­тия. Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателей красотою форм, яркостью образов и си­лою метких выражений»; ораторское же искусство, по его убе­ждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

Современные лингвисты определяют красноречие как: 1) природное дарование, способность, талант, искусство дейст­вовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения [5, с. 107].