Надежность подвижного состава

 

 

Безопасность движения поездов в большой мере зависит от надежности агрегатов, узлов и деталей подвижного состава.

Надежность подвижного состава— это свойство его выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или установленного пробега. Надежность подвижного состава обеспечивается правильным проектированием и расчетом, точным изготовлением и сборкой, рациональной эксплуатацией и техническим обслуживанием, своевременным и высококачественным ремонтом.

Отказэто нарушение работоспособности объекта вследствие поломки, деформации, износа деталей; нарушение в работе механизмов или узлов, ослабление креплений, прекращение подачи смазки, связанных с некачественным несвоевременным ремонтом. Отказы многообразны и как всякие случайные события могут быть независимые и зависимые.

Независимый отказ — это такой, появление которого не связано с возникновением других отказов.

Зависимый отказ, - это отказ, появление которого связано с другими отказами.

Полным отказ, до устранения которого использование подвижного состава по назначению невозможно.

Частичный отказ-это когда несмотря на отказ, остается возможность частичного использования подвижного состава по назначению.

Внезапный отказ может наступить неожиданно и характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров объекта.

Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров. В конструкциях подвижного состава такие отказы обычно возникают в результате изнашивания, старения, коррозии или усталостных разрушений.

Надежность подвижного состава обусловливается его безотказностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью, а также долговечностью его частей.

Безотказность— это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, характеризующейся продолжительностью или объемом работы объекта в единицах измерения.

Работоспособное состояние - это состояние объекта, при котором он способен выполнять определенные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Долговечность— это свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Чем долговечнее элементы подвижного состава, тем при прочих равных условиях выше его надежность.

Предельное состояние вагона или локомотива, определяемое невозможностью его дальнейшей эксплуатации, может быть результатом износа их базовых элементов (например: рама, кузов) до такой степени, когда ремонт согласно действующим правилам ремонта и техническим условиям невозможен или нецелесообразен. Показателем долговечности вагона является срок работы его между заводскими ремонтами.

Сохраняемость— это свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования в заданных условиях.

Срок сохранности – это время, после которого сохраняются значения заданных показателей в установленных пределах.

Ремонтопригодностьсвойство объекта, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность подвижного состава оценивают продолжительностью восстановления его работоспособности, а также затратами труда и средств на предупреждение, обнаружение и устранение неисправностей и отказов.