Предмет и задачи литературоведения.
Предмет и задачи литературоведения. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
Филология представляет собой совокупность гуманитарных наук, изучающих историю и сущность духовной культуры человечества путём анализа письменных литературных текстов.
Литературоведение – наука о сущности, происхождении и развитии, формах выражения художественной литературы, о принципах и методах её исследования. Литературоведения входит в число наук, относящихся к филологии.
Предметом литературоведения является художественная литература, представленная в различных формах, записанная с помощью знаков, звуков и других способов фиксации слов. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира — письменная и устная. Дописьменные формы существования художественного слова изучает фольклористика.
Литературоведение изучает произведения художественной словесности не только со стороны их языка, но и в единстве идейного содержания и формы. Для него язык произведений, точнее художественная речь, — это только одна из сторон художественной формы, существующая в тесной связи с другими ее сторонами — с подбором деталей изображенных явлений жизни, с композицией произведений. Литературовед рассматривает все особенности произведения, в частности особенности речи, с точки зрения идейной содержательности и вместе с тем с эстетической точки зрения, которая не интересует лингвиста.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курсасостоит в том, чтобы познакомить слушателей с основными проблемами литературоведения как филологической дисциплины и предоставить в их распоряжение необходимый в рамках профессиональной подготовки студента-филолога категориальный аппарат.
2. В задачи курса входит сформировать у слушателей представление о предмете, структуре и истории литературоведческой науки, указать на специфику объекта исследования и существующее многообразие подходов к нему, продемонстрировать студентам основные возможности и методы литературоведческого анализа, ознакомить их с базовым терминологическим инструментарием современной науки о литературе.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс предназначен для студентов кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета, а также для широкого круга студентов-филологов, интересующихся литературой и литературоведением. Он содержит как обще-ознакомительные разделы, так и более узкую тематику, актуальную для научно-исследовательской деятельности в области зарубежной литературы и сравнительного литературоведения. Студентам предоставляется возможность получить базовые знания по предмету, которые создадут фундамент для дальнейшего изучения отдельных литературоведческих дисциплин, а также значительно расширят научный и культурный кругозор учащихся.
4. Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны иметь подробное представление о содержании разделов курса, ориентироваться в общей литературоведческой проблематике и владеть основными литературоведческими категориями в степени, достаточной для их применения в исследовательской практике, и продемонстрировать свои навыки при анализе конкретного произведения, выбранного для самостоятельной подготовки. В продолжение лекционного курса слушатели должны ознакомиться с рядом источников, включенных в список рекомендуемой литературы, в объемах, предлагаемых читающим лекционный курс преподавателем.
Задачи литературоведения – изучение художественной литературы, наиболее общих законов её развития, специфики, общественной функции, определение её природы, установление принципов анализа и оценки произведений.
Литературоведение способствует более глубокому пониманию художественных произведений, литературного процесса, специфики творчества писателя.
Литературоведение тесно связано с рядом других филологических и нефилологических наук: философией, эстетикой, языкознанием, историей, фольклористикой, психологией, этикой, логикой; в меньшей степени – с математикой, географией, страноведением, этнографией, религиоведением, и т. д.