Задачи социальной экологии
Объект исследования социальной экологии
¾ системы с корреляционными системообразующими связями, наподобие физико-географического ландшафта. В этих системах субъектом адаптации выступает человеческое общество, элементы материальной и духовной культуры или различные социальные явления. Однако во всех случаях именно человек приспосабливает эти процессы и явления к среде существования
Предметом исследований: становятся специфические связи между человеком и средой его обитания.
Направления социальной экологии:
¾ «Биологическое» направление связано с пониманием человека как биологического организма и ориентировано на выживание человечества.
¾ «Социологическое» направление рассматривает человека как единство биологического (организм) и социального (личность). Оно включает в себя проблему выживания, но сориентировано на всестороннее развитие личности и общества. Это предполагает сохранение природы как важнейшего фактора экономического, социального и научного развития человека и общества.
Специалисты в области социальной экологии считают, что:
- человек как природно-общественное существо живет в природе, созданной таким способом, который не мог бы быть результатом человеческого сознания. В природе все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек – часть этого единства;
- жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных условий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а также условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью;
- возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат способности к осмыслению и творчеству, неограниченны, хотя природные ресурсы ограниченны, а некоторые из них и невосполнимы;
До 60-х годов задачи социальной экологии в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ
Со второй половины 60-х годов дополнительно стали ставиться задачи:
1. Определение места и роли человека в биосфере.
2. Выработка способов определения оптимальных условий жизни и развития
человека.
3. Гармонизация взаимоотношений человека с другими компонентами биосферы.
При этом необходимо:
¾ изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека;
¾ изучение влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни
Задачи настоящего времени:
1. Главной задачей социальной экологии является раскрытие форм и закономерностей адаптаций социальных явлений к среде их существования. Поэтому главным в курсе выступают не сами законы развития общества,а их специфическое проявление в конкретных природных и социальных условиях. Важно увидеть изменения социальных отношений, чтобы понять наиболее важные экологические перемены.
2. Изучение социальной действительности, рассчитанной на получении теоретических знаний и практических решений социальных проблем и осуществлении на основе разработанной программы и научного метода сбора.
3. Исследование закономерностей организации жизни, в т.ч. в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом.
4. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозировании изменений природы под влиянием деятельности человека, управлении процессами, протекающими в биосфере и сохранении среды обитания человека.
5. Формирование биосферного уровня мышления экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали