Методы расчета ставки роялти
Ставка роялти, используемая для определения полной стоимости лицензий и "ноу-хау", может быть оценена на базе расчета величины дополнительной прибыли лицензиата (предельного размера роялти).
Этот метод обладает высокой степенью точности, но требует достаточно полных и достоверных данных о показателях работы лицензионных предприятий, принимаемых за базу сравнения, а также о конъюнктуре рынка лицензионной продукции и рынка технологии в соответствующей отрасли производства. Данный метод применим только в тех случаях, когда экономический эффект от внедрения лицензии или "ноу-хау" выражается в дополнительной прибыли лицензиата.
Ставка роялти по рассматриваемому методу определяется как доля лицензиара в среднегодовой дополнительной прибыли лицензиата, полученной от внедрения в производство лицензий ("ноу-хау"), в расчете на единицу среднегодовой стоимости чистых продаж и рассчитывается по формуле:
RS = L*= L * Ry
где RS— ставка роялти в процентах от стоимости чистых продаж;
L — согласованная партнерами доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата;
SP — среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от внедрения лицензий ("ноу-хау") в среднем за год за период выплаты роялти в валюте страны лицензиата или в конвертируемой валюте;
S — стоимость чистых продаж лицензионной продукции (среднегодовая величина за период выплаты роялти) в валюте страны лицензиата или в конвертируемой валюте;
Ry — предельная ставка роялти, причитающаяся лицензиару при условии, что вся дополнительная прибыль лицензиата достается лицензиару.
При этом Ry = * 100 (в процентах).
Расчет ставки роялти производится в три этапа:
1) Расчет величины дополнительной прибыли лицензиата и предельной ставки роялти.
2) Учет возможных отклонений величины дополнительной прибыли в предельной ставке роялти от расчетной.
3) Расчет доли лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата и определение расчетной ставки роялти. Стоимость чистых продаж (S) или годовой объем выпуска лицензионной продукции определяется на основе данных о проектной мощности предприятия лицензиата и уровне ее загрузки. Основанием к расчету проектной мощности предприятия лицензиата являются технико-экономическое обоснование проекта и фактические данные о мощности предприятия.
Уровень загрузки мощностей в период выплаты роялти устанавливается, исходя из данных о выходе предприятия на проектную мощность и среднеотраслевого коэффициента использования мощностей в соответствующей отрасли страны лицензиата или (при отсутствии данных) стран — основных производителей продукции данного вида. Если лицензиат планирует полностью использовать проектную мощность предприятия, поправка на уровень использования мощностей не делается.
Цена на лицензионную продукцию, если объект лицензии или "ноу-хау" не связан с выпуском новых видов или моделей продукции, определяется, исходя из справочных цен на аналогичную продукцию на рынке лицензиата или (при отсутствии указанных данных) на базе средних мировых цен на данную продукцию с поправкой на долю косвенного налога на продажу в стране лицензиата.
В качестве базового аналога берется изделие, наиболее распространенное на рынке лицензиата (или на мировом рынке), соответствующее по назначению лицензионному изделию, не обладающее конструктивной или другой новизной и характеризующееся наиболее высоким качеством изготовления.
Соотношение общей полезности лицензионных машин и оборудования производственного назначения с базовым аналогом определяется путем сравнения прямого полезного эффекта лицензионного изделия и аналога (мощности, количества выпускаемых изделий и т. п.) в единицу времени, в расчете на единицу эксплуатационных затрат.
Сравнение общей полезности лицензионного изделия с аналогом для продукции, обладающей множеством полезных характеристик, производится путем экспертной оценки.
Определение периода выплаты роялти.
Период выплаты роялти определяется как в случаях, когда предполагается оплата лицензии или "ноу-хау" с помощью роялти, так и когда необходимо рассчитать величину паушального платежа.
Период выплаты роялти связан с продолжительностью получения лицензиатом стабильной дополнительной прибыли от использования лицензии или "ноу-хау" в производстве.
Длительность этого периода зависит от:
- значимости (включая и величину полезного эффекта) производственных инноваций, составляющих объект лицензий или "ноу-хау";
- скорости морального устаревания инноваций вследствие конкуренции со стороны альтернативных видов технологии;
- степени и скорости распространения данного нововведения (или его аналогов) на предприятиях, конкурирующих с предприятием лицензиата.
Период выплаты роялти в мировой практике составляет в среднем от 5 до 10 лет. Он колеблется в зависимости от степени патентной защиты и срока действия патентов, объекта лицензий, величины капиталовложений, требующихся для освоения лицензии или "ноу-хау"; ожидаемой дополнительной прибыли.
В мировой практике приняты следующие периоды выплаты роялти:
- для беспатентных лицензий и "ноу-хау", требующих незначительных капиталовложений, — 5—7 лет;
- для патентных лицензий на этапе их относительного устаревания — 5—7 лет;
- для беспатентных лицензий или "ноу-хау" с высоким полезным эффектом, требующих крупных капиталовложений, — 7—9 лет;
- для прочих патентных лицензий —8—10 лет.
Период выплаты роялти на патентные лицензии, содержащие особо крупные нововведения с недавно зарегистрированным патентом, может составлять 15 и более лет.
Период выплаты роялти устанавливается, как правило, с учетом длительности работ по внедрению в производство объекта лицензии или "ноу-хау". Первым годом выплаты роялти принимается год начала производственной эксплуатации лицензионной технологии.
Паушальный платеж предполагает выплату заранее установленной суммы. Он может быть внесен сразу или в несколько установленных сроков. Паушальные платежи применяются ,когда сложно прогнозировать эффект действия изобретения, ноу-хау или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи применяются чаще всего во внепроизводственной сфере.
Они рассчитываются по формуле:
П = = ,
Где:
П – паушальный платеж
T – срок действия лицензионного соглашения, лет
t– номер года
pt - дисконтированная стоимость предполагаемых роялти в год t;
С –ставка роялти, % от стоимости чистых продаж;
D – годовая стоимость чистых продаж в год t;
n – ставка дисконта, в долях ( около 10%)
За дополнительные услуги осуществляются выплаты по согласованным расценкам сверх оговоренной цены.
Методы расчета экспортных цен лицензии и "ноу-хау" на базе трудовых затрат
Данный метод рекомендуется при расчете цены лицензии и "ноу-хау", передаваемых (или используемых) при осуществлении заказных или кооперированных НИОКР на экспорт.
Цена лицензии или "ноу-хау" по методу трудовых затрат определяется как сумма полных затрат лицензиара на разработку объекта лицензии ("ноу-хау"), пересчитанных в текущих ценах страны лицензиата (или в текущих мировых ценах), и минимального гарантированного платежа за лицензию.
Полные затраты лицензиара на разработку объекта лицензии рассчитываются на основе следующих данных:
- затраты труда персонала (в часах);
- расход материалов (в натуральных показателях);
- амортизация научного и вспомогательного оборудования (в часах);
- коэффициент накладных расходов к общим затратам (в %);
- коэффициент накидки на прибыль лицензиара (в %).
Для определения величины затрат в стоимостных показателях используются текущие средние расценки на труд, материалы и оборудование в стране лицензиата (в валюте страны лицензиата) или соответствующие расценки на мировых рынках технологий в конвертируемой валюте.
При отсутствии указанных данных допускается использование расценок страны лицензиара с последующим пересчетом их по официальному курсу в валюту страны лицензиата.