Методы расчета ставки роялти

Ставка роялти, используемая для определе­ния полной стоимости лицензий и "ноу-хау", мо­жет быть оценена на базе расчета величины до­полнительной прибыли лицензиата (предельного размера роялти).

Этот метод обладает высокой степенью точ­ности, но требует достаточно полных и досто­верных данных о показателях работы лицензион­ных предприятий, принимаемых за базу сравнения, а также о конъюнктуре рынка лицензионной продукции и рынка технологии в соответству­ющей отрасли производства. Данный метод при­меним только в тех случаях, когда экономи­ческий эффект от внедрения лицензии или "ноу-хау" выражается в дополнительной прибыли ли­цензиата.

Ставка роялти по рассматриваемому методу определяется как доля лицензиара в среднегодо­вой дополнительной прибыли лицензиата, полу­ченной от внедрения в производство лицензий ("ноу-хау"), в расчете на единицу среднегодовой стоимости чистых продаж и рассчитывается по формуле:

 

RS = L*= L * Ry

где RS ставка роялти в процентах от стоимос­ти чистых продаж;

L — согласованная партнерами доля лице­нзиара в дополнительной прибыли ли­цензиата;

SP — среднегодовая дополнительная при­быль лицензиата от внедрения лицен­зий ("ноу-хау") в среднем за год за период выплаты роялти в валюте страны лицензиата или в конвертиру­емой валюте;

S стоимость чистых продаж лицензион­ной продукции (среднегодовая величи­на за период выплаты роялти) в валю­те страны лицензиата или в конвер­тируемой валюте;

Ry предельная ставка роялти, причитаю­щаяся лицензиару при условии, что вся дополнительная прибыль лицензи­ата достается лицензиару.

 

При этом Ry = * 100 (в процентах).

Расчет ставки роялти производится в три этапа:

1) Расчет величины дополнительной прибыли лицензиата и предельной ставки роялти.

2) Учет возможных отклонений вели­чины дополнительной прибыли в предель­ной ставке роялти от расчетной.

3) Расчет доли лицензиара в дополни­тельной прибыли лицензиата и определе­ние расчетной ставки роялти. Стоимость чистых продаж (S) или годовой объем выпуска лицензионной продукции опреде­ляется на основе данных о проектной мощности предприятия лицензиата и уровне ее загрузки. Основанием к расчету проектной мощности предприятия лицензиата являются технико-эко­номическое обоснование проекта и фактические данные о мощности предприятия.

 

Уровень загрузки мощностей в период выпла­ты роялти устанавливается, исходя из данных о выходе предприятия на проектную мощность и среднеотраслевого коэффициента использова­ния мощностей в соответствующей отрасли стра­ны лицензиата или (при отсутствии данных) стран — основных производителей продукции данного вида. Если лицензиат планирует полностью ис­пользовать проектную мощность предприятия, поправка на уровень использования мощностей не делается.

Цена на лицензионную продукцию, если объект лицензии или "ноу-хау" не связан с выпуском новых видов или моделей продукции, определяется, исходя из справочных цен на аналогичную продук­цию на рынке лицензиата или (при отсутствии указанных данных) на базе средних мировых цен на данную продукцию с поправкой на долю косвен­ного налога на продажу в стране лицензиата.

В качестве базового аналога берется изделие, наиболее распространенное на рынке лицензиата (или на мировом рынке), соответствующее по назначению лицензионному изделию, не облада­ющее конструктивной или другой новизной и ха­рактеризующееся наиболее высоким качеством изготовления.

Соотношение общей полезности лицензионных машин и оборудования производственного назна­чения с базовым аналогом определяется путем сравнения прямого полезного эффекта лицензион­ного изделия и аналога (мощности, количества выпускаемых изделий и т. п.) в единицу времени, в расчете на единицу эксплуатационных затрат.

Сравнение общей полезности лицензионного изделия с аналогом для продукции, обладающей множеством полезных характеристик, произво­дится путем экспертной оценки.

Определение периода выплаты роялти.

Период выплаты роялти определяется как в случаях, ког­да предполагается оплата лицензии или "ноу-хау" с помощью роялти, так и когда необходи­мо рассчитать величину паушального платежа.

Период выплаты роялти связан с продолжи­тельностью получения лицензиатом стабильной дополнительной прибыли от использования ли­цензии или "ноу-хау" в производстве.

Длитель­ность этого периода зависит от:

- значимости (включая и величину по­лезного эффекта) производственных инно­ваций, составляющих объект лицензий или "ноу-хау";

- скорости морального устаревания ин­новаций вследствие конкуренции со сторо­ны альтернативных видов технологии;

- степени и скорости распространения данного нововведения (или его аналогов) на предприятиях, конкурирующих с пред­приятием лицензиата.

Период выплаты роялти в мировой практике составляет в среднем от 5 до 10 лет. Он колеб­лется в зависимости от степени патентной защи­ты и срока действия патентов, объекта лицензий, величины капиталовложений, требующихся для освоения лицензии или "ноу-хау"; ожидаемой до­полнительной прибыли.

В мировой практике приняты следующие периоды выплаты роялти:

- для беспатентных лицензий и "ноу-хау", требующих незначительных капита­ловложений, — 5—7 лет;

- для патентных лицензий на этапе их относительного устаревания — 5—7 лет;

- для беспатентных лицензий или "ноу-хау" с высоким полезным эффектом, тре­бующих крупных капиталовложений, — 7—9 лет;

- для прочих патентных лицензий —8—10 лет.

Период выплаты роялти на патентные лицен­зии, содержащие особо крупные нововведения с недавно зарегистрированным патентом, может составлять 15 и более лет.

Период выплаты роялти устанавливается, как правило, с учетом длительности работ по внед­рению в производство объекта лицензии или "ноу-хау". Первым годом выплаты роялти при­нимается год начала производственной эксплу­атации лицензионной технологии.

 

Паушальный платеж предполагает выплату заранее установленной суммы. Он может быть внесен сразу или в несколько установленных сроков. Паушальные платежи применяются ,когда сложно прогнозировать эффект действия изобретения, ноу-хау или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи применяются чаще всего во внепроизводственной сфере.

Они рассчитываются по формуле:

П = = ,

Где:

П – паушальный платеж

T – срок действия лицензионного соглашения, лет

t– номер года

pt - дисконтированная стоимость предполагаемых роялти в год t;

С –ставка роялти, % от стоимости чистых продаж;

D – годовая стоимость чистых продаж в год t;

n – ставка дисконта, в долях ( около 10%)

 

За дополнительные услуги осуществляются выплаты по согласованным расценкам сверх оговоренной цены.

 

 

Методы расчета экспортных цен лицензии и "ноу-хау" на базе трудовых затрат

Данный метод рекомендуется при расчете це­ны лицензии и "ноу-хау", передаваемых (или ис­пользуемых) при осуществлении заказных или кооперированных НИОКР на экспорт.

Цена лицензии или "ноу-хау" по методу трудо­вых затрат определяется как сумма полных затрат лицензиара на разработку объекта лицензии ("ноу-хау"), пересчитанных в текущих ценах страны лицензиата (или в текущих мировых ценах), и мини­мального гарантированного платежа за лицензию.

Полные затраты лицензиара на разработку объекта лицензии рассчитываются на основе сле­дующих данных:

- затраты труда персонала (в часах);

- расход материалов (в натуральных по­казателях);

- амортизация научного и вспомогатель­ного оборудования (в часах);

- коэффициент накладных расходов к об­щим затратам (в %);

- коэффициент накидки на прибыль ли­цензиара (в %).

Для определения величины затрат в стоимост­ных показателях используются текущие средние расценки на труд, материалы и оборудование в стране лицензиата (в валюте страны лицензиа­та) или соответствующие расценки на мировых рынках технологий в конвертируемой валюте.

При отсутствии указанных данных допускает­ся использование расценок страны лицензиара с последующим пересчетом их по официальному курсу в валюту страны лицензиата.