Цена технологии и виды технологических платежей
Франчайзинг (франшиза).
Под франчайзингом (франшизой) как одной из форм технологического обмена понимается сотрудничество между предприятием, предоставляющим франшизу (правомочная сторона), и одним или несколькими предприятиями, пользующимися франшизой (обязанная сторона), в результате которого последние распоряжаются товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, "ноу-хау" под контролем первого.
Само по себе понятие франшиза отражает возможное средство коммерческой реализации совокупности знаний. Все условия договора франшизы служат этой основной цели: передача одной стороной (владельцем франшизы) в распоряжение другой стороны совокупности нематериальных прав ("ноу-хау", фирменное наименование, товарный знак и т. п.) за соответствующее вознаграждение.
Франшиза получила широкое распространение в США, Великобритании, Франции и других странах. В частности, практика передачи технологий с использованием договора франшизы значительно возросла в США за последние годы, что значительно расширило сферу коммерциализации в технологическом обмене.
Различают четыре основных вида франшизы, регулируемых договором франшизы:
- франшиза изготовителя;
- сбытовая франшиза;
- франшиза обслуживания;
- промышленная франшиза.
Известны также такие разновидности франшизы, как множественная, частичная и т. д.
К основным условиям договора франшизы относятся выплата вознаграждения (роялти), соблюдение неизменности изображения товарного знака владельца франшизы, обязательство не вступать с ним в конкурентную борьбу и др.
В число основных обязанностей владельца франшизы входит предоставление пользователю франшизой товарного знака и услуг, другой помощи.
Владелец франшизы осуществляет также контроль за деятельностью ее пользователя. В договоре регламентируются вопросы, связанные со сроком его действия, обязанностями сторон после окончания действия договора и подсудностью споров. В договор включаются также различного рода ограничения, которые должны соответствовать нормам антимонопольного законодательства.
Одним из наиболее важных вопросов при заключении договоров по передаче технологии является определение ее цены.
За базу расчета, как правило, принимаются затраты на НИОКР и другие расходы, понесенные при разработке технологии.
Однако общая цена технологии как товара зависит от величины прибыли, которую можно получить от ее использования, а вернее, от величины дополнительной прибыли, которую можно получить вследствие реализации этой технологии. Речь фактически идет о технологической ренте.
Дополнительная прибыль распределяется между продавцом и покупателем технологии в соответствии с их долей в издержках инновационного процесса и соотношением их сил на рынке. Та часть прибыли, которая передается продавцу в обмен на получаемую покупателем технологию и право ее использования, является ее ценой.