Цена технологии и виды технологических платежей

Франчайзинг (франшиза).

Под франчайзингом (франшизой) как од­ной из форм технологического обмена по­нимается сотрудничество между предпри­ятием, предоставляющим франшизу (пра­вомочная сторона), и одним или несколькими предприятиями, пользующими­ся франшизой (обязанная сторона), в ре­зультате которого последние распоряжа­ются товарным знаком, знаком обслужива­ния, вывеской, "ноу-хау" под контролем первого.

Само по себе понятие франшиза отража­ет возможное средство коммерческой ре­ализации совокупности знаний. Все условия договора франшизы служат этой основной цели: передача одной стороной (владель­цем франшизы) в распоряжение другой сто­роны совокупности нематериальных прав ("ноу-хау", фирменное наименование, то­варный знак и т. п.) за соответствующее вознаграждение.

Франшиза получила широкое распростране­ние в США, Великобритании, Франции и других странах. В частности, практика передачи техно­логий с использованием договора франшизы значительно возросла в США за последние годы, что значительно расширило сферу коммерциали­зации в технологическом обмене.

Различают четыре основных вида фран­шизы, регулируемых договором франшизы:

- франшиза изготовителя;

- сбытовая франшиза;

- франшиза обслуживания;

- промышленная франшиза.

Известны также такие разновидности франшизы, как множественная, частичная и т. д.

К основным условиям договора фран­шизы относятся выплата вознаграждения (роялти), соблюде­ние неизменности изображения товарного знака владельца франшизы, обязательство не вступать с ним в конкурентную борьбу и др.

В число основных обязанностей вла­дельца франшизы входит предоставление пользователю франшизой товарного знака и услуг, другой помощи.

Владелец фран­шизы осуществляет также контроль за де­ятельностью ее пользователя. В договоре регламентируются вопросы, связанные со сроком его действия, обязанностями сто­рон после окончания действия договора и подсудностью споров. В договор включа­ются также различного рода ограничения, которые должны соответствовать нормам антимонопольного законодательства.

 

Одним из наиболее важных вопросов при заключении договоров по передаче тех­нологии является определение ее цены.

За базу расчета, как правило, принимаются затраты на НИОКР и другие расходы, по­несенные при разработке технологии.

Од­нако общая цена технологии как товара зависит от величины прибыли, которую можно получить от ее использования, а вернее, от величины дополнительной при­были, которую можно получить вследствие реализации этой технологии. Речь факти­чески идет о технологической ренте.

Дополнительная прибыль распределяет­ся между продавцом и покупателем тех­нологии в соответствии с их долей в из­держках инновационного процесса и соот­ношением их сил на рынке. Та часть прибыли, которая передается продавцу в об­мен на получаемую покупателем техноло­гию и право ее использования, является ее ценой.