К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся
- прямые и портфельные инвестиции,
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ;
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями
В соответствии с валютным законодательством предприятия и организации независимо от форм собственности, в том числе и предприятия с участием иностранного капитала, обязаны осуществлять продажу 50% (а с октября 1998 г. — 75%) валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за комиссионное вознаграждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. В случае, если предприятие в течение 14 дней не подает поручение на продажу 50% (75%) поступившей валютной выручки, банк как агент валютного контроля продает указанные средства без согласования с клиентом.
Обязательной продаже не подлежат следующие валютные средства:
• поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов; купленные на внутреннем валютном рынкеРФ;
• поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов;
• поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в уставный капитал, доходов (дивидендов) от участия в капитале в различных формах и т.д.
В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников этой деятельности. Таким образом, значительное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля.
Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций.
Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- проверку обоснованности платежей в инвалюте и др.
Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кредитные организации, которые подотчетны ЦБ и получили лицензию на ведение валютных операций. Они обязаны осуществлять контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций. законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля
Базовым документом для осуществления валютного контроля за экспортными (с 12 октября 1994 г.) и импортными (с 26 июня 1995 г.) операциями является паспорт сделки (ПС). Он который составляется экспортером или импортером по каждому заключенному им контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком. ПС оформляется банком при предъявлении ему контракта и содержит в себе реквизиты участников сделки и условия контракта. Подписав ПС, банк открывает досье на импортера (экспортера) и принимает контракт на расчетное обслуживание, взимая комиссионные в размере 0,15% стоимости контракта. Копия ПС входит в перечень обязательных документов, предъявляемых декларантом при таможенном оформлении груза.
За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена ненадлежащим образом.
Государственное программирование внешнеэкономической
деятельности
Государственные программы в сфере ВЭД помогут российским участникам ВЭД лучше ориентироваться в развитии государственной внешнеэкономической политики, обеспечат возможность их участия в разнообразных финансируемых из государственного бюджета проектах; немаловажное значение имеют также государственные меры по субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким образом, государственное программирование при надлежащем его финансово-организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно содействовать повышению эффективности ВЭД в целом и деятельности российских участников ВЭД в частности.
13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Особое место в программе уделено привлечению иностранных инвестиций. Ихдоля в общем объеме капитальных вложений должна была вырасти с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны были содействовать решению ряда проблем:
— освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;
— содействию продвижению российских технологий и продукции на внешние рынки;
— расширению и диверсификации экспортного потенциала, организации импортозамещающих производств;
— созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов управления производства;
— формированию современной рыночной инфраструктуры;
— притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы, богатые природными ресурсами.
Тем самым планировалось создать благоприятный для инвестирования климат. В этих целях были предусмотрены налоговые льготы, «налоговые каникулы», ускоренная амортизация, государственные заказы и иные стимулы. К иностранным инвесторам должен был применяться национальный режим. Новым являлся переход от распределения бюджетных средств на капитальное строительство к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава последних на конкурсной основе.
21 марта 1996 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Иностранный туризм не только обеспечивает получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сфер экономики: транспорта, общественного питания, строительства и т. д. Главная цель программы — формирование в стране эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. К важнейшим ее задачам относились:
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы туризма в России;
- приоритетное развитие внутреннего, социального и въездного туризма;
- обучение и повышение квалификации работников туристического бизнеса.
Программа была рассчитана на два этапа:
— 1995-1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма государственного регулирования туризма, совершенствование и расширение его материальной базы, формирование рекламно-информационного, научно-методического и кадрового обеспечения;
— 1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного туристического комплекса, расширение его инфраструктуры, рекламная кампания за рубежом российского туристического продукта.
На первом этапе потребность в инвестициях определялась в размере 2044,2 млрд. руб. (в ценах 1995 г.), на втором — 20 трлн. руб. (в ценах 1995 г.). После завершения первого этапа ежегодный прирост валютной выручки от въездного туризма планировался в размере 1 млрд. долл.
8 февраля 1996 г. Правительство РФ одобрило Федеральную программу развития экспорта. Она разработана в развитие Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» (от 30 ноября 1995 г.) и постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» (от 20 января 1996 г.). Ее стратегическая цель — совершенствование структуры экспорта на основе расширения ассортимента готовой и машинотехнической продукции, повышения качества российских товаров, совершенствование географической и товарной структур российского экспорта. Важно, что программа была рассчитана не только на собственно экспортеров, но и на предприятия, выпускающие экспортозначимую продукцию.
Важнейшая цель программы: радикальное улучшение структуры российского экспорта на основе расширения его ассортимента, повышение качества продукции. Причем объектом ее воздействия должны были стать не только предприятия экспортеры, но и технологически связанные экспортные производства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров в 1996 г.» были ликвидированы все экспортные таможенные пошлины. В программе перечислены экономические, организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта.
Программа будет реализована в три этапа в 1996—2005 гг. На третьем этапе (2001—2005 гг.) ежегодные темпы прироста российского экспорта составят 5—10%, доля топлива и сырья в экспорте снизится до 60-65%, а доля машин и оборудования вырастет до 20—25%. На поддержку экспорта планируется ежегодно выделять 0,3—0,35% объема ВВП. Значительное внимание уделено финансовому обеспечению программы. В одном лишь 1996 г. на цели государственной финансовой поддержки экспорта должны были быть выделены 500 млрд. руб. Намечены меры по расширению экономического, производственного и научно-технического сотрудничества со странами Восточной Европы и развивающимися государствами.