К валютным операциям, связанным с движением капита­ла, относятся

- прямые и портфельные инвестиции,

- предо­ставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями

 

В соответствии с валютным законодательством предприя­тия и организации независимо от форм собственности, в том числе и предприятия с участием иностранного капита­ла, обязаны осуществлять продажу 50% (а с октября 1998 г. — 75%) валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке РФ через уполномочен­ные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обя­зательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Россий­ской Федерации. По поручению предприятия сделки куп­ли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными бан­ками через валютную биржу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за комиссионное вознаг­раждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. В случае, если предприятие в течение 14 дней не подает поручение на продажу 50% (75%) посту­пившей валютной выручки, банк как агент валютного кон­троля продает указанные средства без согласования с кли­ентом.

Обязательной продаже не подлежат следующие валютные средства:

• поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов; купленные на внутреннем валютном рынкеРФ;

• поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих ва­лютных счетов;

• поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в ус­тавный капитал, доходов (дивидендов) от участия в ка­питале в различных формах и т.д.

В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономи­ческой деятельности государство сохраняет за собой функ­цию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников этой деятельности. Таким образом, значительное внимание уделяется вопросам совершенст­вования валютного контроля.

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодатель­ства при осуществлении всех видов валютных операций.

Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают:

- определение соответствия проводи­мых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверку выполнения резидентами обязательств в иност­ранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверку обоснованности платежей в инвалюте и др.

Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кре­дитные организации, которые подотчетны ЦБ и получили лицензию на ведение валютных операций. Они обязаны осуществлять кон­троль за проводимыми резидентами и нерезидентами валют­ными операциями, за соответствием этих операций. законодательству, условиям лицензий и разрешений, а так­же за соблюдением ими актов органов валютного контроля

Базовым документом для осуществления валютного кон­троля за эк­спортными (с 12 октября 1994 г.) и импортными (с 26 июня 1995 г.) операциями является паспорт сдел­ки (ПС). Он который составляется экспортером или импортером по каждому заключенному им контракту и подписывается соответст­вующим уполномоченным банком. ПС оформляется банком при предъяв­лении ему контракта и содержит в себе реквизиты участни­ков сделки и условия контракта. Подписав ПС, банк откры­вает досье на импортера (экспортера) и принимает контракт на расчетное обслуживание, взимая комиссионные в размере 0,15% стоимости контракта. Копия ПС входит в перечень обязательных документов, предъявляемых декларантом при таможенном оформлении груза.

За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представ­ление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные бан­ки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена не­надлежащим образом.

 

 

Государственное программирование внешнеэкономической

деятельности

Государственные программы в сфере ВЭД помогут российским участникам ВЭД лучше ориентироваться в развитии государствен­ной внешнеэкономической политики, обеспечат возможность их участия в разнообразных финансируемых из государственного бюд­жета проектах; немаловажное значение имеют также государст­венные меры по субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким образом, государственное про­граммирование при надлежащем его финансово-организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно содействовать повышению эффективности ВЭД в целом и дея­тельности российских участников ВЭД в частности.

 

13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Особое место в программе уделено привлечению иностранных инвестиций. Ихдоля в общем объеме капитальных вложений должна была выра­сти с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны были содействовать решению ряда проблем:

— освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;

— содействию продвижению российских технологий и продук­ции на внешние рынки;

— расширению и диверсификации экспортного потенциала, организации импортозамещающих производств;

— созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов управления производства;

— формированию современной рыночной инфраструктуры;

— притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы, богатые природными ресурсами.

Тем самым планировалось создать благоприятный для инвес­тирования климат. В этих целях были предусмотрены налоговые льготы, «налоговые каникулы», ускоренная амортизация, госу­дарственные заказы и иные стимулы. К иностранным инвесторам должен был применяться национальный режим. Новым являлся переход от распределения бюджетных средств на капитальное стро­ительство к избирательному частичному финансированию конк­ретных объектов и формированию состава последних на конкурс­ной основе.

21 марта 1996 г. была утверждена Федеральная целевая програм­ма «Развитие туризма в Российской Федерации». Иностранный ту­ризм не только обеспечивает получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сфер экономики: транспорта, обще­ственного питания, строительства и т. д. Главная цель программы — формирование в стране эффективного и конкурентоспособного ту­ристического комплекса. К важнейшим ее задачам относились:

  1. создание и совершенствование нормативно-правовой базы туризма в России;
  2. приоритетное развитие внутреннего, социального и въездно­го туризма;
  3. обучение и повышение квалификации работников туристи­ческого бизнеса.

 

Программа была рассчитана на два этапа:

— 1995-1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма государственного регулирования туризма, совер­шенствование и расширение его материальной базы, фор­мирование рекламно-информационного, научно-методичес­кого и кадрового обеспечения;

— 1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного туристического комплекса, расширение его инфраструкту­ры, рекламная кампания за рубежом российского туристи­ческого продукта.

На первом этапе потребность в инвестициях определялась в размере 2044,2 млрд. руб. (в ценах 1995 г.), на втором — 20 трлн. руб. (в ценах 1995 г.). После завершения первого этапа ежегодный прирост валютной выручки от въездного туризма планировался в размере 1 млрд. долл.

 

8 февраля 1996 г. Правительство РФ одобрило Федеральную программу развития экспорта. Она разработана в развитие Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспор­теров» (от 30 ноября 1995 г.) и постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» (от 20 января 1996 г.). Ее стратегическая цель — совер­шенствование структуры экспорта на основе расширения ассор­тимента готовой и машинотехнической продукции, повышения качества российских товаров, совершенствование географической и товарной структур российского экспорта. Важно, что програм­ма была рассчитана не только на собственно экспортеров, но и на предприятия, выпускающие экспортозначимую продукцию.

Важнейшая цель программы: радикальное улучшение структу­ры российского экспорта на основе расширения его ассортимен­та, повышение качества продукции. Причем объектом ее воздей­ствия должны были стать не только предприятия экспортеры, но и технологически связанные экспортные производства. В соот­ветствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров в 1996 г.» были ликвидированы все экс­портные таможенные пошлины. В программе перечислены эко­номические, организационно-правовые и специальные меры сти­мулирования экспорта.

Программа будет реализована в три этапа в 1996—2005 гг. На третьем этапе (2001—2005 гг.) ежегодные тем­пы прироста российского экспорта составят 5—10%, доля топлива и сырья в экспорте снизится до 60-65%, а доля машин и обору­дования вырастет до 20—25%. На поддержку экспорта планирует­ся ежегодно выделять 0,3—0,35% объема ВВП. Значительное вни­мание уделено финансовому обеспечению программы. В одном лишь 1996 г. на цели государственной финансовой поддержки экспорта должны были быть выделены 500 млрд. руб. Намечены меры по расширению экономического, производственного и на­учно-технического сотрудничества со странами Восточной Евро­пы и развивающимися государствами.