ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВАЛЮТНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

(экономические, в отличие от контрольных) методывключают в себя:

1. Валютный курс — один из важных инструментов регулирова­ния ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одно­временно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиг­рали российские производители.

2. Обязательная продажа экспортерами 50% валютной выруч­ки — существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного ме­ханизма ВТД.

1. Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обя­зан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рубле­вый эквивалент платежей по импорту).

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА предполагает :

- со­здание системы кредитования и страхования экспорта

- предос­тавление государственных гарантий

- одновременном возобнов­лении государственного кредитования экспортных производств и проектов.

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в ви­де доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устране­ния разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделя­ет до 30 % средств, необходимых для проведения научных, иссле­довательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государст­венное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизи­ровать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится че­рез сеть частных банков, которым государство выдает специаль­ные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Кос­венным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспор­терам правительственных, в том числе и военных, заказов по ста­бильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от до­ли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам- экспортерам осуществлять отчисления в резервные фон­ды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внут­ренним и внешним.

Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов средне­срочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экс­портного производства в национальной и свободно конвертируе­мой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование направлено на выделение креди­тов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов по­ставщиков экспортной продукции. Государство производит суб­сидирование из бюджета как фирменных, так и банковских креди­тов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления- внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляет­ся государством, помогающим за счет бюджетных средств пере­крывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экс­портное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правитель­ственные перевороты, резкие изменения политической обстанов­ки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам отно­сятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в та­моженной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспор­тер возмещает почти все потери от рисков.

Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страхо­вые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90 % суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы.

Таким образом, стимулирование экспорта предполагает :

- со­здание системы кредитования и страхования экспорта

- предос­тавление государственных гарантий

- возобнов­ление государственного кредитования экспортных производств и проектов.

Для осуществления этого в нашей стране были проведены определенные организационные ме­роприятия: созданы Российский экспортно-импортный банк, Межведомственная Комиссия по стимулированию экспорта и др.

Однако, к сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.