Вопросно-ответная форма речевой коммуникации

 

В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.
Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.
Вопрос –это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ– это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.
В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов.
^ § 2.1.Классификация вопросов


Наиболее распространенными являются классификации вопросов по следующим основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

1. Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).

Если их базисом, предпосылками вопроса являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными или логически корректными.
Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.
Например, одного менеджера спросили: «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?». Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, бывают ли у него конфликты с сотрудниками, а затем уже при положительном ответе уточнить, по каким именно вопросам.

2. Уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы (по функции).

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?». В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет.
^ Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Приведенный выше закрытый вопрос можно преобразовать в открытый. Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».

3. Простые и сложные вопросы (по структуре.)


По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых.
Приведем пример. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 105 и 162 ч. 2 УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых вопросов («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы на них могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?». Сложный восполняющий вопрос содержит несколько вопросительных слов.
В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

4. Вопросы по существу темы и вопросы не по существу тем (по отношению к обсуждаемой теме).
Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов.
Следует иметь в виду, что вопросы по существу темы порой приобретают острый характер, так как затрагивают актуальные, жизненно важные, принципиальные проблемы. Ответ на такие вопросы требует от полемиста определенного мужества и соответствующей психологической подготовки. Не следует смазывать поставленные вопросы, уклоняться от них, необходимо давать правдивый и честный ответ.
5. Благожелательные и неблагожелательные вопросы (по отношению к адресату).
По отношению к адресату вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тону голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.
Нередко вопросы ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а чтобы поставить собеседника в неловкое положение, показать свое несогласие с его позицией. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать открытый бой.
^ § 2.2.Виды ответов

«Каков вопрос, таков ответ» - гласит народная мудрость. Ответы тоже классифицируются по-разному. Выделяются следующие виды ответов:

1. По существу вопроса и не по существу вопроса (по отношению к вопросу.)
Ответ по существу поставленного вопроса выполняет свое основное назначение – уточняет имеющуюся информацию или сообщает новую. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как «ответ не по существу» и не рассматривается. Такие ответы появляются, когда отвечающий не понял заданного вопроса, или сознательно пытается уйти от ответа, перевести разговор на другую тему.
2. Истинные и ложные (по отношению к действительности).
Если ответ содержит суждения, правильно отражающие действительность, он считается истинным. Ответ, не соответствующий действительности, является ложным.
3. Прямые и косвенные (в зависимости от области поиска ответа).
Прямые ответы не требуют дополнительных построений и рассуждений. Например, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа?» можно дать прямой ответ «Судебная реформа была проведена в 1864 году». Косвенный ответ требует использования более широкой области поиска ответа. Нужная информация в косвенном ответе получается выводным путем. Так, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа в России?» можно дать такой косвенный ответ: «Судебная реформа в России была проведена через 3 года после крестьянской реформы 1961 года».
4. Краткие и развернутые (по грамматической структуре).
Краткие ответы содержат только один элемент, выражающий отрицание или утверждение (нет, да) либо устраняющий неизвестность переменой вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным» - «Нет!».
^ Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса. Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным?» - «Нет, я не признаю себя виновным».

5. Полные и неполные (по объему информации).


Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса. Например, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002 года».
Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса.
6. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) (по степени точности).
Неточность ответов часто связана с двусмысленностью употребляемых понятий, а также с неопределенностью вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.). Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия, имя, отчество преступника; возрастная характеристика (подросток, юноша, пожилой человек и т.д.); национальная принадлежность; профессия.
Независимо от вида и характера вопроса следует строго придерживаться основного принципа – отвечать на вопрос лишь в том случае, когда до конца ясна его суть, когда знаешь правильный ответ.
^