Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению Предметность и установка в восприятии.
двойственная природа образов восприятия.
Предметность восприятия
Предметность– свойство воспринимать не отдельные сенсорные качества, а означенные предметы внешнего мира.
Основные характеристики предметности восприятия.
- РЕАЛЬНОСТЬ воспринимаемого объекта – переживания существования объектов независимо от субъекта.
- ОБЪЕКТИВИРОВАННОСТЬ – вынесенность объекта восприятия вне воспринимающего субъекта.
- ОЗНАЧЕННОСТЬ – переживание образа как предмета, имеющего определенное значение.
- ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ - восприятие объекта на основе всех чувственных впечатлений.
- КОНСТАНТНОСТЬ – восприятие свойств объектов независимо от условий наблюдения.
Проблема исследования предметности восприятия:
· Соотношение чувственного и знаемого в образе восприятия различно. Как исследовать это соотношение.
· Необходимо найти способы исказить чувственные параметрам таким образом, чтобы нарушить систему значений воспринимаемых объектов.
Перевернутые изображения:
- эксперименты, в которых изменялись положения или ориентация на сетчатке
- эксперименты, в которых намеренно искажались изображения.
Способы искажения сетчаточного изображения:
- ИНВЕРСИЯ изображения – переворачивание проксимального стимула сверху вниз, переворачивания изображения по вертикали.
- РЕВЕРСИЯ изображения – переворачивание проксимального стимула справа налево, переворачивание изображение по горизонтали. Пфистер надевал на глаза кур призмы, переворачивающие изображение справа налево, изучал их способность клевать зерна. Этот навык у куриц нарушался и заметного улучшения не наблюдалось даже через 3 месяца.
- ИНВЕРСИЯ и РЕВЕРСИЯ одновременно. К.У. Смит использовал камеру и монитор, смонтированные так, что испытуемый наблюдает за своей соственной рукой на экране монитора. Сама рука скрыта за занавеской. Изображение можно переворачивать справа налево, и сверху вниз. Опыты Смита показали, что в целом переворачивание изображения сверху вниз, дает большие нарушения чем справа налево. При чем комбинированная инверсия вызывает меньшие затруднения, чем каждая по отдельности.
- ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАКА ДИСПАРАТНОСТИ приводящее к восприятию «выпуклого как вогнутого».
- СМЕЩЕНИЕ в пространстве и во времени (нарушение сенсомоторной координации «глаз -рука» с помощью введения временной задержки и видеоизображения на экране).
Смещение в пространстве: Хесс надевал на цыплят призмы, смещающие изображения на 7 гр. Вправо или влево. Хесс обнаружил, что такие цыплята всегда клюют в стороне от зерна и никогда не адаптируются к смещению изображений.
К.Харрис проводил эксперимент из трех серий: в первой (без призм) испытуемый выполнял задачи на точность координаций движения руки, во второй серии испытуемый с надетыми линзами, смещающими изображение на 11 гр, выполнял задачу на попадания рукой в цель, в третьей серии линзы снимались и он выполнял те же задачи, что и в первой серии. Эффект адаптации оценивался как разность в точности выполнения тестовых задач в первой и третьих сериях, и составила 55 % от величины бокового смещения изображения.
Эксперимент Хелда.
Экспериментаторы воспитывали котят с момента рождения в темноте. Они могли получать зрительные впечатления только в ходе эксперимента. Два котенка помещались в карзинки, которые могли вращаться на карусели. Один котенок сидел неподвижно, а другой котенок мог передвигать был себя и другого котенка. Результаты показали, что нормальное зрительное восприятие сформировалось только у активного котенка. А пассивный котенок так и остался слепым. Авторы сделали вывод о том, что активное осязание является необходимым условием для развития восприятия.
Структурное последействие:
Перед глазами испытуемого помещали клиновидную призму, которая искривляла сетчаточное изображение прямой-линии стимула. Если в течение нескольких минут он смотрел на вертикальную линию, то ее видимвя кривизна исчезала, и испытуемый опять воспринимал прямую линию. После устранения клиновидной призмы наблюдателю в течение реадаптации линия казалась искривленной в противоположную сторону.
- изменение ЦВЕТНОСТИ проксимального стимула.
Иво Колер носил очки, не искажающие сетчаточные изображения, а окрашивающие их наполовину в красный, наполовину в зеленый цвет, так что выглядело красным, если смотреть налево, и зеленым – если смотреть направо. Влияние красного и зеленого цвета на восприятие постепенно уменьшалось, приснятие очков вещи казались красными при взгляде направо, и зелеными при взгляде налево.