Вопрос1 Цели и основные направления анализа

Направление анализа финансовых результатов, его роль и необходимость осуществления связаны с теми функциями, которые играет прибыль, как экономическая категория:

1. Ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений

2. Прибыль является критерием успешности хозяйственной деятельности

3. Прибыль является источником самофинансирования

4. Прибыль – источник вознаграждения собственников капитала.

 

Задачи анализа:

1) Оценка конечных результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, вцелом по стране, в сравнении с основными конкурентами.

2) Выявление резервов увеличения прибыли или преодоления убыточности.

3) Повышение рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.

4) Разработка конкретных мер по использованию резервов увеличения прибыли в текущей деятельности и на перспективу.

 

Информационная база:

1. Форма №1 Бухгалтерский баланс

2. Форма №2 Отчет о прибылях и убытках

3. Обороты по 90, 91, 99 счетам

 

Структурно-логическая модель формирования прибыли

 

 

Выручка от реализации Производственная себестоимость реализованной продукции

 
 

 

 


Валовая прибыль Постоянные расходы

(маржинальный доход) управленческие и коммерческие расходы

 

 
 


Прибыль от реализации Сальдо прочих внереализационных доходов и расходов

 

Налогооблагаемая прибыль Налоги и прочие платежи

 

 
 

 

 


Чистая прибыль

 

 

Распределенная Нераспределенная

(Фонд потребления и накопления)

 

В соответствии с данной схемой, в целях анализа финансовых результатов используют систему абсолютных показателей прибыли, в состав которых входят:

1. Валовая прибыль (маржинальный доход) = выручка от реализации – прямые производственные затраты

2. Прибыль от реализации продукции, услуг, которая характеризует финансовый результат от основной деятельности предприятия и определяется как разница между валовой прибылью и постоянными расходами отчетного периода

3. Балансовая или общая прибыль, характеризует общий финансовый результат от всех видов деятельности

4. Налогооблагаемая прибыль, которая равна разнице между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом

5. Чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды

6. Нераспределенная прибыль – часть чистой прибыли, оставшаяся после ее использования на потребление и накопление.

 

В ходе анализа изучается динамика абсолютных показателей прибыли и структура балансовой прибыли, при этом необходимо учесть инфляционную составляющую прибыли, для этого выручку от реализации корректируют на индекс цен на товар, а затраты – на индекс цен сырьевых ресурсов.

 

В ходе анализа структуры балансовой прибыли обращают внимание на изменение ее составляющих, в первую очередь – прибыли от реализации.

 

 

Вопрос2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции

В процессе анализа изучается динамика выполнения плана по прибыли, определяются факторы, и их влияние на величину прибыли от реализации продукции.

 

В числе этих факторов:

1. Объем реализации

2. Структура выпуска продукции

3. Уровень среднереализационных цен

4. Уровень себестоимости выпускаемой продукции

 

1. При увеличении объема реализации рентабельной продукции происходит увеличение прибыли, если же увеличивается объем реализации нерентабельной продукции, прибыль снижается.

2. Структура товарной продукции влияет на объем прибыли таким образом, что при увеличении доли более рентабельной продукции абсолютная сумма прибыли также растет. При увеличении доли низкорентабельной или убыточной продукции прибыль снижается.

 

Динамика себестоимости и прибыли связаны обратной зависимостью, а цены и прибыль: изменение уровня среднереализационных цен в зависимости от рыночной конъюнктуры и степени ценовой эластичности спроса может привести как к росту, так и к снижению прибыли.

 

Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации

 

  Показатель   План План, пересчитанный на фактический объем   Факт
1.Выручка от реализации   2.Полная себестоимость реализованной продукции   3.Прибыль от реализации (1-2) ∑Vпл * Цпл     ∑Vпл * Спл       ∑Vф * Цпл     ∑Vф * Спл     ∑Vф * Цф     ∑Vф * Сф          

 

План по объему реализации выполнен на 90%.

 

Методика расчета влияния факторов:

 

1. Определяется фактическая величина получения прибыли при условии изменения объема реализации, но при неизменности всех прочих факторов:

 

Р пл * К

Р пл – плановая прибыль

К – процент выполнения плана

 

2. Определяется сумма прибыли при фактическом объеме и структуре производства, но при плановых ценах и плановой себестоимости:

 

РII = ∑( Vф * Ц пл) - ∑( Vф * С пл) = 15477 * 0,9 = 15498

 

3. Определяется сумма прибыли при фактическом объеме реализации в фактических ценах и при плановой себестоимости:

 

РIII = ∑( Vф * Ц ф) - ∑( Vф * С пл) = 97120 – 65534 = 31586

 

4. Определяется сумма прибыли при фактическом объеме реализации и фактических ценах и себестоимости:

Р IV = 18597

 

После этого определяется влияние факторов:

 

I. Влияние объема реализации:

∆Р (v) = Р пл * К – Р пл = 13930 – 15477 = - 1547 тыс. руб.

 

II. Влияние структуры товарной продукции:

[∑(Vф * Ц пл) - ∑( Vф * Спл) ] – Р пл * К = 15498 – 13930 = +1568 тыс. руб.

 

III. Влияние уровня цен:

[∑(Vф * Ц ф) - ∑( Vф * Спл) ] - [∑(Vф * Ц пл) - ∑( Vф * Спл) ] = 31586 – 15498 =

= + 16088 тыс. руб.

 

IV. Определяем влияние себестоимости единицы продукции:

[∑(Vф * Ц ф) - ∑( Vф * Сф) ] - [∑(Vф * Ц пл) - ∑( Vф * Спл) ] = 18597 – 31586 =

= - 12989 тыс. руб.

 

∑ = + 3120

 

Таким образом, план по прибыли перевыполнен на 3120 млн. рублей. Основное влияние на перевыполнение плана оказало увеличение среднереализационных цен. За счет данного фактора прибыль увеличилась на 16088 тыс. руб. Также следует обратить внимание на негативное влияние себестоимости продукции, поскольку в связи с ее ростом прибыль сократилась на 12989 тыс. руб.

Затем проводят анализ влияния факторов на динамику прибыли от реализации конкретных видов продукции.

 

Р = V (Ц - С)

∆Р(V) = (V1 – V0)(Ц0 – С0)

∆Р(Ц) = V11 – Ц0)

∆Р(С) = V11 – С0)

Данная модель позволяет определить динамику изменения прибыли под влиянием трех факторов: объема, цен и себестоимости.

На Западе в Direct costing используется четырехфакторная модель:

Р = V(Ц - И пер) – И пост

 

Вопрос3 Анализ ценовой политики и уровня среднереализационных цен

Одним из факторов, влияющих на финансовый результат от реализации продукции, является эффективность ценовой политики предприятия. Эта политика состоит: предприятия так устанавливают цену на свою продукцию и так изменяют их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить решения и достижения краткосрочных и долгосрочных целей.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень цен на предприятии, является уровень среднереализационных цен, который равен:

 

Выручка от реализации продукции

=

Объем продаж в натуральном выражении

 

На динамику среднереализационных цен оказывают влияние следующие факторы:

1. Качество выпускаемой продукции

2. Рынки сбыта (внутренний и внешний)

3. Конъюнктура рынка

4. Сроки реализации продукции

5. Уровень инфляции

 

1. Влияние качества продукции на изменение уровня среднереализационных цен:

н - Цпр) * Vн

∆Ц (кач.) =

V общ

 

Цн – цена продукции нового качества

Цпр – цена продукции прежнего качества

Vн – объем производства продукции нового качества

V общ – общий объем производства

 

По тем видам продукции, качество и цены по которым определяются в зависимости от сортности, изменение среднереализационных цен определяется:

 

∆Ц (сортн) = ( У ф – У пр) * V ф

 

Уф– удельный вес продукции каждого сорта фактически

Упр –удельный вес продукции каждого сорта базисный

Vф – фактический объем реализации продукции

 

2. Влияние рынков сбыта:

 

∆Ц (рынков) = (У ф (внутр) – У пл (внутр)) * V ф (внутр)