IV. Число участников

Число участников: 8- 12 челочек (в социологии классическая малая группа). Иногда расширяется до 20.

Большой группой трудно управлять, и имеется тенденция разбиваться на подгруппы, ведущие автономные дискуссии.

Дискуссия может превратиться в обмен мнениями между лидерами этой группой.

Малые группы имеют тенденцию быстрого затихания дискуссии.

Работа с фокус-группами – это как разжигание и поддержание костра, который иногда может прекратить гореть по неизвестным причинам.

Как правило, фокус-группы используются в маркетинговых и политических исследованиях. Пр.: спрос на автомобили: будут опрашивать владельцев, у кого есть средства для покупки автомобиля (не обладают опытами, но обладают ресурсами и реальным желанием приобретения) или людей компетентных (имеют опыт использования товара, но не как специалисты, а как пользователи).

Основным инструментом выбора участников выступаем фильтрующая анкета. Она разрабатывается на основе специальных критериев, обеспечивающих гомогенность групп. Она фильтрует нежелательных участников.

Критериями выступают: образование, возраст, статус и доход.

V. Формирование выборки

Выборочная совокупность формируется на основе 2-х критериев: первый задается концептуальной схемой исследования. Пр.: богатые, электорат, молодые мамы, инвалиды; второй задается всеми правилами выборочной совокупностью.

Проведения фильтрующих опросов осуществляется на основе одной из процедур:

Ø Случайный отбор, который проводиться по телефону или на улице. Возможен вариант маршрутных поквартальных обходов, но он обычно совмещается с каким-либо исследованиям – омнибусам.

Ø Метод снежного кома. Когда просят привести кого-нибудь другого.

Ø Использование готовых списков, которыми обладают серьезные фирмы, занимающиеся этой деятельностью.

Ø Формирование специальной, как правило, профессиональной, выборки через организации соответствующего профиля.

Многочисленные эксперименты показали, что наиболее продуктивно работают социально и интеллектуально гомогенные группы.

Социальный статус, интеллектуальный уровень и уровень образования являются факторами разрушения гомогенности группы, если эти характеристики сильно различаются.

В возрастных группах наиболее специфическими являются подростки до 18 лет и молодежь 18-25 лет, они наиболее плохо сочетаются с другими возрастами.

Для подростков допустим временной интервал - 1-2 года.