Тема 1 Значение и задачи комплексного экономического анализа
1. Сущность, содержание, последовательность комплексного экономического анализа в системе управления.
2. Структура бизнес-плана и роль комплексного анализа в разработке основных плановых показателей.
Вопрос 1. Сущность, содержание, последовательность комплексного экономического анализа в системе управления.
Экономический анализ–систематизированная совокупность способов, методов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении отдельного субъекта хозяйствования.
Предмет–деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на получение максимальной прибыли, обеспечение сбалансированности доходов и расходов, изучаемая комплексно, с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов по улучшению ее эффективности и обеспечения установленных темпов экономического развития.
КЭА может относится к разным объектам исследования:
· структурные подразделения предприятия
· центры затрат
· центры ответственности
· отдельные стороны хозяйственной деятельности
· хозяйствующий субъект
Основные черты КЭА:
1) Полнота и всесторонность, которая заключается в необходимости изучения всех сторон хозяйственной деятельности.
2) Использование единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показателей и факторы производства в единую систему.
3) Системность, которая проявляется в определенной логической последовательности рассматриваемых показателей хозяйственной деятельности.
При проведении комплексного системного анализа выделяют следующие этапы:
а) Объект исследования представляется как система, для которой определяются цели и условия функционирования.
б) Отбор системных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность.
в) Составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, составляется общая блок-схема анализа.
Блок-схема КЭА
Блок 1Анализ организационно-технического
уровня, природных и социальных
условий производства
Блок 7 Анализ объемов и Блок 2 Анализ основных средств Блок 6 Анализ затрат
структуры авансируемого Блок 3 Анализ предметов труда на производство
капиталаБлок 4 Анализ рабочей силы и себестоимость
продукции
Блок 5 Анализ объемов произведенной
и реализованнойпродукции Блок 8 Анализ
прибыли и
рентабельности
Блок 9 Анализ оборачиваемости
капитала Блок 10 Анализ рентабельности активов
Блок 11 Анализ платежеспособности
и финансового состояния
I. Блок 1 – основой всех экономических показателей является организационно-технический уровень производства, поскольку качество использованной техники и технологий, концентрация, специализация, комбинированность производства и уровень организации производства и управления определяют условия производства, которые влияют на все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.
II. Блоки 2,3,4 представляют факторы или элементы процесса производства. Условия производства определяют необходимое количество элементов производства, а так же степень и интенсивность их использования. Эффективность использования ресурсов проявляется:
а) в объеме и качестве произведенной продукции Блок 5
б) в величине потребленных или затраченных ресурсов Блок 6
в) в величине примененных ресурсов, т.е. авансированных для хозяйственной деятельности организации и основных средств Блок 7.
III. Сопоставление объемов производства и себестоимости продукции определяет показатели прибыли и рентабельности.
IV. Сопоставление показателей, характеризующих объем производства и продаж Блок 5 и величины авансируемого капитала Блок 7, характеризует воспроизводство и оборачиваемость всего капитала.
V. Сопоставление показателей прибыли и оборачиваемости капитала характеризует уровень рентабельности активов
VI. От выполнения плана по прибыли и вцелом всего финансового плана рентабельности активов зависит финансовое состояние и платежеспособность предприятия.
г) Знание факторов производства, их взаимосвязь, умение определять их влияние на показатели другого блока позволяет воздействовать на эти показатели. На данном этапе определяются основные взаимосвязи и факторы, дающие количественную характеристику этих взаимосвязей.
д) На основании информации, полученной на предыдущих этапах строится модель системы, включающая данные конкретного предприятия. В результате чего получают параметры функционирования системы в конкретном числовом выражении.
е) Работа с моделью. Объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление результатов, для повышения эффективности производства.
Вопрос 2. Структура бизнес-плана и роль комплексного анализа в разработке основных плановых показателей.
Роль КЭА при составлении бизнес-плана следует рассматривать в 2 аспектах:
1) ЭА предшествует бизнес планированию, создавая объективную основу для разработки его разделов;
2) ЭА используется для выбора вариантов принятия управленческих решений при наличии альтернатив.
Основные разделы бизнес-плана и задача их аналитической проработки
Разделы бизнес-плана | Содержание | Задачи КЭА |
1) Товар | Описание, характеристики, отличия от товаров конкурентов, прогноз цены и затрат | Оценка потребительских свойств, анализ товаров в конкурентной среде, анализ цен и затрат на производство |
2) Рынок сбыта | Рыночная конъюнктура, потенциальные потребители | Анализ положительных дел в отрасли, темпов роста, продаж |
3) Конкуренция | Описание потенциальных конкурентов | Сравнительная оценка показателей деятельности конкурентов |
4) План маркетинга | Ценовая, товарная политика, каналы движения | Анализ изменения цен, эффективности мероприятий по продвижению товаров |
5) План производства | Описание производственного процесса, поставок сырья, материалов, комплектующих, оборудования, затрат на производство | Анализ потребляемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), эффективности использованных ресурсов, затрат на производство, себестоимости продукции |
6) Организационный план | Организация структуры управления, распределение обязанностей, источники привлечения рабочей силы, величина заработной платы | Анализ эффективности управления, ритмичности производства, выявление внутренних резервов, улучшение организации производства |
7) Юридический план | Форма собственности, правовой статус, основные юридические документы, регулирующие деятельность предприятия | Анализ экономико-правовой формы и экономическое обоснование формы собственности |
8) Оценка риска и страхование | Описание слабых сторон предприятия, меры профилактики и страхование рисков | Анализ рисков по причинам и источникам их возникновения, выбора инвестиционных решений |
9) Финансовый план | Прогноз объема продаж, баланс денежных доходов и расходов, сводный баланс активов и пассивов | Финансовый анализ деятельности предприятия (анализ доходов и расходов, анализ финансового состояния, определение безубыточности) |
10) Стратегия финансирования | Величина и источники поступления денежных средств, обоснование получения средств, получение доходов | Анализ средств по источникам, анализ платежеспособности, сроков окупаемости вложений |
Тема 2 Анализ и управление объемом производства и продаж
Лекция №1 Анализ объема продаж
1. Задачи, направление и информационная база анализа.
2. Показатели, характеризующие производственную деятельность предприятия.
3. Анализ объема продаж.
4. Анализ риска невостребованной продукции.