Виды и развитие человеческой деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Понятие и строение человеческой деятельности

Глава 14. Деятельность

Одним из достижений эволюции, отличающим более развитых живых существ от менее развитых является активность. «Царь природы» человек проявляет очень разнообразную активность где только можно: на земле, в воде, в воздухе, в космосе, в клетках и атомах. Такая широта и не снилась ни одному из видов животных, активность которых вращается вокруг удовлетворения биологических потребностей: еда, сон, безопасность, размножение. Хотя то же самое свойственно и нам с вами, но активность человека содержит особую форму, называемую деятельностью.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без него не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности. Человек создал орудия труда (от лопаты до компьютера), знаковые системы (буквы и цифры), оружие и т.д. Исторический прогресс, произошедший за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Животные какими бы они умными-разумными ни были, какие бы орудия труда они ни применяли, но они никогда не создают предметов, а пользуются тем, что попадет под руку, точнее лапу. (Обезьяны используют палки, чтобы сбить фрукты с дерева, камень, чтобы разбить орех).

Другими словами, деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер. Хотя если задуматься, это то же потребительство, только на более высоком уровне. Лень – двигатель прогресса. Все, что люди создают, обеспечивает комфорт. Исключением является только искусство, но о нем позднее.

Понятие деятельности напрямую связано с понятием потребности, т.к. любая деятельность направлена на удовлетворение какой-то потребности. Маслоу выделяет несколько уровней потребностей: физиологические, в безопасности, в любви и признании, в уважении и самоуважении, в самоактуализации. Для животных характерны только первые три уровня (у домашних собак еще можно добавить потребность в ярких впечатлениях, не знаю к какому уровню ее отнести). Человек кроме всего необходимого еще делает что-то, чтобы его уважали, а некоторые еще занимаются искусством, не имеющим практического применения (если исключить стремление к уважению, и корыстные интересы).

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно, хаотично, («куда поведет»), деятельность организована, систематична. (Описание поведения Васи Р.: Вася вышел во двор, увидел знакомых пацанов, поболтал с ними минут пятнадцать, пошел в сторону центра, по дороге купил пачку сигарет и закурил, увидел маршрутку, проголосовал, сел и поехал в магазин. Описание деятельности Игоря П.: Игорь пошел в читальный зал, выбрал по каталоге несколько книг, получил их, прочитал нужную тему в каждой, выписал интересные моменты в тетрадь, подумал и написал реферат.) Деятельность всегда является частью поведения, самыми существенными шагами, направленными на достижение результата. Студент на занятии занимается, по наивному мнению преподавателя, учебной деятельностью, но на самом деле успевает общаться с соседями устно и письменно, рисовать дурацкие картинки, царапать парты, списывать домашнее задание по другому предмету, играть в карты, а если повезет, то и «водку пьянствовать и безобразия нарушать». Все это уже поведение (помните, за которое в школе выставляли оценки).

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, структуруисредства.

Мотивом деятельности называется то, что ее побуждает, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными:

1. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (производство продуктов питания, жилища, одежды, сохранение здоровья и т.п.).

2. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

3. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода (мебель, посуда, инструменты и т.д.).

4. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

5. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека (религиозная деятельность, искусство).

Можно выделить и другие мотивы:

¨ Стремление к достижению успеха,

¨ Избегание неудачи,

¨ Уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание),

¨ Аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений),

¨ Агрессия (стремление нанести вред другому),

¨ Автономность (потребность в уединении),

¨ Преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий),

¨ Повиновение (подчинение авторитету),

¨ Самооправдание,

¨ Доминирование (стремление к власти),

¨ Демонстративность (артистизм, самолюбование),

¨ Избегание опастности и др.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, теория, произведение искусства), физическое состояние (бодрость, опьянение, сексуальное удовлетворение). Достаточно сложно выделить цель такой деятельности как общение. Это может быть и получение информации, и сообщение, и выражение чувств по отношению к собеседнику и просто структурирование времени (по Берну).

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться разными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда он применяет мнемотехнические средства – метод размещения, метод ключевых слов и др. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. В отличии от действий, операции малоосознаваемы.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной (Счеты и компьютер – почувствуйте разницу).

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. (Например, Сергей С. очень любил писать детективчики, но никому их не показывал. Ему нравился сам процесс создания произведения. Но однажды он попробовал опубликовать. И заработал деньги. Получение гонорара ему понравилось еще больше, и он начал клепать книжки мало заботясь об их художественной стороне).

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным). Но высшей точки развития достигают очень немногие, большинство средних граждан останавливаются на материальных, или в крайнем случае социальных мотивах.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми. Например, вы пишете контрольную работу. Ваше внимание сосредоточено на содержании, а грамматика идет автоматически. И вдруг вы доходите до слова, хотя бы «интериоризация», и проговариваете его шепотом по слогам. В данном случае произошла экстериоризация – переход свернутого автоматического действия в сознательно контролируемое развернутое, как бы отключился автопилот.

 

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. (О какой учебе может идти речь, когда хочется есть).

Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Много ли надо бомжу? Бутылку самогонки, чего-нибудь поесть и укрытие от холода. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. («Драмкружок, кружок по фото, школьный хор – мне петь охота»). Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательную потребность один человек удовлетворяет с помощью просмотра видеофильмов, другой читает книги, газеты, пользуется интернетом, третий, или точнее третья, целыми днями болтает по телефону. Конечно, все они получают разную информацию, но именно ту которая им интересна.

Основными видами деятельности людей считаются общение, игра, учениеитруд. Каждая из этих деятельностей является ведущей в определенный возрастной период, на этом основана периодизация психического развития Эльконина.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию. Ролевые игры ограничивают поведение человека выбранной ролью. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Но если человек разбирается в психологии, то наблюдая за игрой других взрослых людей, он много может узнать о них. Стиль достижения человеком результата характерен для всей его жизни, будь то работа, семья или игра на отдыхе. Особенно хорошо характер человека просматривается в групповых психологических играх, какой, например было телевизионное шоу «Последний герой». Каждый раз «съедая соперника» участники говорили, что это всего лишь игра, но сами шли к победным трем миллионам рублей в соответствии со своими жизненными принципами: кто-то полагался только на свою силу и ловкость, а кто-то плел интриги. Я уверена на 100%, что в реальной жизни эти люди пользуются теми же приемами.

Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она часто, хотя и не всегда, служит средством психологического развития индивида. Обычно чем больше человек учится, тем большим он интересуется, тем многограннее становится его личность. Но случается, что некоторые негативные качества обесценивают интеллектуальное развитие человека, не позволяя считать его личность, достигшей высокого уровня развития. Например, умный и изощренный убийца.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано созда­ние и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.