Виды мышления
Классификация явлений мышления
Фазы мыслительного процесса
В мыслительном процессе выделяют следующие фазы:
Возникновение вопросов.
Выдвижение и перебор гипотез.
Проверка гипотез.
Получение ответов и формирование суждения.
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления.
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций, направленных на выявление скрытых свойств и отношений объектов реального мира.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация, анализ и синтез.
Продукт мыслительных действий – определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления:
1. Понятие – наиболее существенная, наиболее главная сторона того явления, которое отражается в сознании. Это след от слова. Понятия бывают:
1) Конкретные,
а) Обще-конкретные (студент, учебник),
б) Индивидуально-конкретные (Вася Петров, мой учебник истории),
2) Абстрактные (мысль, счастье).
2. Суждение – это синтез двух понятий. Они могут быть утвердительными или отрицательными (Сегодня морозный день).
3. Умозаключение – логический вывод из нескольких предпосылок.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии – виды мышления: 1) наглядно-действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) словестно-логическое.
Наглядно-действенное мышление – характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с другими видами.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных характеристик предмета, т.к. в образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность данного вида мышления – установление непривычных, сочетаний предметов и их свойств, в чем наблюдается его большое сходство с воображением.
Словесно-логическое мышление связано с использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Считается доказанным, что словесно-логическое мышление – наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.
Выделяют также: мышление теоретическое и практическое, эмпирическое; логическое, аналитическое и интуитивное; алгоритмическое, эвристическое, дискурсивное; реалистическое и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.
Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, направлено на открытие законов, свойств объектов и пр., например, фундаментальные научные исследования.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое (продуктивное) мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Дискурсивное мышление – мышление носящее рассудочный характер, основано на системе умозаключений, имеет последовательный ряд логических звеньев. В результате формируется вывод.
Логическое мышление предполагает последовательное прохождение всех стадий. (Например, Винни-Пух рассуждал так: «Это – жжжжж – неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему так!»)
При интуитивном мышлении человек не проходит все операции мышления, а сразу высказывает ответ, при этом используется предыдущий опыт.