Понятие мышления

Глава 7. Мышление

Глава 6. Память

6.1. Понятие памяти

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания — существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии — рассмотреть сущность памяти как проявление личности.

Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Фронт этих исследований ширится в связи с появлением компьютерных средств накопления и поиска данных.

В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти — памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. С течением времени у субъекта может меняться отношение к своему прошлому, например, для любого не очень порядочного поступка найдется оправдание, и прошедшие события будут вспоминаться с другими акцентами.

 

6.2. Процессы памяти

В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

1) Запоминание протекает в 3-х формах:

а) Запечатление материала, предъявленного 1 раз на несколько секунд, происходит в деятельностном состоянии коры. В его основе лежит возбудительный процесс, образование следа от раздражителя. В долговременной памяти запечатление происходит, когда человек сталкивается с событиями, производящими на него сильное эмоциональное впечатление.

б) Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти неоднократно воспринятого материала. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: интересный по содержанию материал, связь его с практикой, понимание материала, наличие разнообразных знаний, использование и многократное повторение материала в деятельности.

в) Преднамеренное запоминание (заучивание) – характеризуется целью сохранение материала в памяти. Условиями успешного произвольного запоминания являются: установка на длительное запоминание, осмысленность запоминания, повторение материала до начала забывания, использование мнемотехнических приемов запоминания.

2) Сохранение – удержание в памяти некоторых сведений, сопровождающегося переработкой и реконструкцией материала. Имеет 2 стороны:

а) Собственно сохранение. Чем сильнее возбудительный процесс, тем глубже след от раздражителей и соответственно, прочнее сохранение. Выделяют такое явление памяти как реминисценция, когда отсроченное во времени воспроизведение материала будет более точным, нежели сразу после запоминания. Это происходит благодаря более глубокому осмыслению, возможно соединенным с накопленным личным опытом.

б) Забывание, обязательно наступающее после довольно короткого времени. В конце XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз экспериментальным путем наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов. Он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 мин, 1 час, 7-9 часов, 1, 2, 6 и 31 день. Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания (рис.9).

Рис 9. Кривая забывания Эббингауза.

 

3) Воспроизведение – воссоздание сохраненного в памяти материала, извлечение из памяти следов от раздражителей. Оно может быть непроизвольным (в основе которого лежат ассоциации) и произвольным (сознательное намерение вспомнить). Воспроизведение протекает на нескольких уровнях:

а) Узнавание – идентификация материла как уже знакомого,

б) Собственно воспроизведение, являющееся основным показателем памяти,

в) Припоминание – непосредственно процесс извлечение из памяти нужного материала.

Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как: 1) скорость запоминания — количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти; 2) объем запоминания, лежащий в основе эрудиции; 3) скорость забывания — время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти; 4) длительность сохранения; 5) точность.

6.3. Виды памяти

I. В зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения выделяются:

Двигательная – память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

Эмоциональная (аффективная) – память на чувства;

Образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую, их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти;

Словесно-логическая (вербальная),

Профессиональная. Она очень прочная. Например, при заболевании Альцгеймера очень страдает память, но профессиональная может остаться. (Иллюстрацией этого вида может служить один эпизод романа А.Беляева «Остров погибших кораблей». Профессиональный музыкант Эдуард получил наследство от отца в ущерб своего непорядочного брата Авраама. Обиженный Авраам поместил Эдуарда в психбольницу. Во время переезда из одной клиники в другую произошло кораблекрушение. Оба брата оказались на Острове погибших кораблей. Авраам при помощи правителя этого города изолировал Эдуарда на отдельном острове, чтобы тот одичал и потерял человеческий облик, тогда его недееспособность была бы бесспорной. Когда туда добралась экспедиция, Эдуард был диким существом, неспособным к человеческому общению. Но он увидел пианино, и заиграл. Это была жуткая музыка, такая же нечленораздельная как его мычание, но в ней угадывалась Патетическая соната Бетховена.)

II. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном воздействии субъекта с предметами, и произвольную.

III. По способу запоминания выделяют механическую, не опирающуюся на понимание, и смысловую память, основанную на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

IV. По продолжительности запоминания выделяют следующие виды памяти:

мгновенная (сенсорная, следовая) – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

кратковременная (первичная), позволяющая удерживать воспринятую информацию на протяжении около 20 секунд. Необходимое условие перевода материала из мгновенной памяти в кратковременную — обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно — в форме скрытого проговаривания. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 ± 2 единиц материала. А вот объем блока может чрезвычайно колебаться в зависимости от хранящийся у него информации в долговременной памяти. Чем больше человек знает, тем крупнее у него эти блоки.

долговременная (вторичная) – способность удерживать информацию в памяти от 20 секунд и до нескольких лет. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации считаются:

неоднократное повторение информации;

осмысливание этой информации, установление ее логической структуры или связи с уже хранящийся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;

установка на длительное запоминание;

высокий интерес к запоминаемому материалу.

функциональное состояние организма, степень утомления.

эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.

Во вторичной памяти выделяют оперативнуюпамять, обслуживающую непосредственно осуществляющиеся человеческие действия и являющуюся по существу пролонгированной кратковременной памятью. Оперативная памятьотличается от кратковременно памяти тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранящимися в памяти долговременной.

вечная (третичная) память, при которой способность воспроизводить ранее запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей жизни (например, свое имя). Этот вид памяти разрушается в самую последнюю очередь при распаде личности.

Мышление – высшая форма психической деятельности человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.

Опосредованное познание – обобщение мышлением тех сведений об окружающем, от которого мы получаем ощущения и которые являются результатом воздействия внешнего мира на наши органы чувств.

Обобщенное познание – мысленное выделение общего в каких-либо предметах или явлениях. Оно служит основой для объединения предметов и явлений друг с другом. Неумение выделять существенные признаки – основной недостаток мыслительного процесса.

Механизмом мышления человека является внутренняя речь. Она характеризуется незаметной для человека артикуляцией слов. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь, так называемую эгоцентрическую. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.