Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции

Вертикальная интеграция играет ведущую роль в организации деятельности современных рыночных структур. Эффективность деятельности отраслевого рынка во многом зависит от наличия полноты информации и возможности грамотно реализовать экономическую политику, этим определяется четкость действий фирм. Данные детерминанты и приводят к вертикальной интеграции рыночных элементов.

Каковы же основные мотивы, побуждающие фирмы к установлению вертикального контроля над другими фирмами? Рассмотрим этот вопрос более подробно, т.к. проблема мотивации интеграционных процессов имеет большое значение в рамках организации отраслевых рынков.

В первую очередь, среди мотивов, побуждающих фирмы к созданию вертикально-интегрированных структур, следует выделить следующие:

стремление компании укрепить рыночную власть (получение выгоды от монопольных условий).

Существует множество причин, вызывающих стремление фирм к усилению монопольной власти. Каждая из них повышает возможность назначения монопольной цены или позволяет избежать монопольных цен на первичные ресурсы.

Вертикально интегрированные фирмы создают высокие входные барьеры, т.к. располагают лучшими возможности для организации своей производственной деятельности. Эти фирмы имеют преимущества и в получении первичных ресурсов, и их переработке, в то время как фирмы, стремящиеся войти на рынок, должны организовать эти возможности на двух уровнях, что влечет за собой высокие затраты капитала. Кроме того, в качестве барьеров могут выступить: специфическое расположение ресурсов, права на добычу, авторские права и т.п.

Также у крупной компании имеется возможность организовать эффективную ценовую дискриминацию;

стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки». В результате вертикальной интеграции фирм происходит снижение затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, рост объема рыночных продаж и уменьшение цены конечного продукта. Результат – прибыль выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции;

достижение эффективности. Обеспечение эффективности включает использование технических условий и экономию затрат при сделке.

Оно может достигаться за счет того, что проявляются технологические выгоды от объединения последовательных стадий производственного процесса. Например, очень часто промышленные предприятия, дающие большой выход тепла, становятся донорами для сельскохозяйственных. В данном случае они играют роль сопутствующего хозяйства.

Также экономия и достижение эффективности могут быть получены за счет повышения уровня организации, более четкой координации и взаимопроникновения технологических процессов, исключающих дополнительные затраты и риск, а также соблюдение четких графиков и регламентационных процедур.

Поэтому среди важнейших факторов мотивации к вертикальной интеграции следует выделить экономию на трансакционных издержках, связанных с подготовкой и заключением контракта. Это прямая экономия, потому что в вертикально интегрированной структуре снижаются затраты, связанные с ведением переговоров и подготовкой контрактов. Без вертикальной интеграции неизбежны противоречия и торги относительно цен и объемов продаж сырья и промежуточной продукции. Это наиболее явно проявляется тогда, когда на предшествующей стадии производства функционируют компании, каждая из которых понимает, что от результатов торгов зависят ее частные доходы. Вертикальная интеграция позволяет избегать такого рода конфликтов, что сводит к минимуму данную разновидность трансакционных издержек;

снижение риска неопределенности.

Вертикальная интеграция способствует улучшению информационного обмена между сторонами. Это происходит из-за того, что вертикально интегрированные фирмы имеют возможность получать выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Также вертикальная интеграция помогает преодолевать так называемую неполноту контрактов. Компании, заключая контракты, стремятся четко оговорить аспекты сотрудничества и все обязанности и права сторон, чтобы принятые условия не изменялись в ходе дальнейшего сотрудничества. Но условия продажи и спрос могут изменяться под действием рыночного механизма. Поэтому долгосрочный контракт не может предусмотреть все возможные альтернативы, даже если он был полным. В вертикально интегрированных структурах нет необходимости детально оговаривать все статьи контракта.

В связи с этим выигрыш от вертикальной интеграции значителен, так как:

1) уменьшается неопределенность спроса на промежуточную продукцию и создаются стимулы для снижения затрат на сырье и полуфабрикаты;

2) производство полностью обеспечено сырьем и полуфабрикатами и дефицита активов не возникает;

3) снижается степень асимметричности информации о качестве полуфабриката;

4) активизируется использование специализированных активов.

В результате вертикальной интеграции в рамках одного технологического комплекса существует эффективный информационный обмен между производственными звеньями компании, что дает возможность эффективно управлять производством продукта на всех стадиях создания. Все это ведет к улучшению движения материальных потоков на различных этапах технологической цепочки, способствует организации динамичного производства, что позволяет устранять нежелательные простои, минимизировать издержки на закупку и хранение промежуточных запасов;

избегание чрезмерного административного бремени (уклонение от государственных ограничений, налогов, контроля со стороны регулирующих органов).

Уклонение от государственных ограничений, в первую очередь, включает минимизацию налогообложения. При покупке сырья и промежуточных продуктов у поставщиков выплачиваются налоги. В связи с этим возникает стимул к интеграции, т.к. внутренние операции налогами не облагаются. Поэтому у интегрированных фирм издержки ниже, чем у их конкурентов.

Кроме того, выгоды вертикальной интеграции заключаются в том, что независимые фирмы часто не очень активно стремятся инвестировать средства в высокоспециализированные активы. Неопределенность, неполнота контрактов, колебания числа заказов – это все не способствует привлечению в производства инвесторов. Поэтому объединенные производства снижают степень рыночной неопределенности в деятельности своих структурных подразделений и способствуют инвестированию в новые технологии, приобретению современных высокоспециализированных активов. При этом появляется возможность не только снизить производственные издержки, но и создать новый продукт или увеличить дифференциацию выпускаемого продукта, что, в конечном счете, ведет к увеличению монопольной власти, а соответственно и к повышению прибыли компании.

Одним из ведущих мотивов к вертикальной интеграции выступает возможность диверсификации компании из-за того, что создаваемые на промежуточных стадиях производства комплектующие и детали могут использоваться и в других изделиях. Поэтому очень часто фирмы стремятся выпускать разнообразные товары на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы, поскольку:

1) вертикально интегрированные фирмы в условиях постоянно трансформирующейся структуры рынка и частого появления новых прибыльных сфер приложения капитала получают возможность переключиться на более рентабельные направления;

2) позволяет быстрее и эффективнее внедрять технические достижения: улучшив один комплектующий элемент, можно использовать его в нескольких изделиях сразу;

3) вертикальная интеграция способствует разработкам новых материалов, технологий, обеспечивающих обновление ассортимента. Поскольку диверсификация позволяет снизить риск хозяйствования, то это особенно важно в условиях расширения деятельности.

При вертикальной интеграции компания-производитель может способствовать преодолению морального ущерба потребителя. Это происходит из-за того, что фирма-монополист реализует свою продукцию при помощи розничных торговцев, которые являются конкурирующими. Торговцы устанавливают цены на уровне своих предельных издержек по реализации продукта и не заинтересованы в предоставлении дополнительных услуг по реализации (информирование покупателя о качестве, доставка, реклама, сервис). В этом случае производитель может установить для продавца цену, превышающую предельные издержки последнего, чтобы стимулировать розничного торговца расходовать средства на рекламу, улучшать обслуживание и информирование потребителя о качественной стороне товара.


Контрольные вопросы

1. Что представляет собой вертикально интегрированная фирма?

2. Какие разновидности интеграции встречаются на отраслевых рынках?

3. Какими способами может осуществляться процесс вертикальной интеграции?

4. Имеет ли смысл разрешать вертикальную интеграцию через внутреннее расширение компании, а не через слияние компаний?

5. С чем связано существование неполной (частичной) интеграции на рынке?

6. Что представляет собой квазиинтеграция?

7. Что представляют собой вертикальные ограничения?

8. Какие виды вертикальных ограничений встречаются в практической деятельности?

9. Каковы особенности вертикальных отношений в России?

10. В чем заключаются побудительные мотивы вертикальной интеграции?

11. Каково значение трансакционных издержек в принятии решения к интеграции?

12. Почему вертикальная интеграция вызывает особый интерес антимонопольных структур?

13. Почему диверсификация расширяет возможности интеграционного процесса?

Рекомендуемая литература

1. Авдашева С.Б. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом. шк., 2003. – 327 с.

2. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – М.: Бослен, 2008. – 528 с.

3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 442 с.

4. Шерер Д., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 1997. – 698 с.