Интерфейс клавиатуры

Для клавиатур IBM PC AT был разработан интерфейс, у которого для подключения к системному блоку использовался разъем DIN с пятью контактами (рис.8, а), популярный в бытовой аппаратуре. Длина интерфейсного кабеля может быть от 1 до 2 м. Для улучшения потребительских свойств кабель скручивается в виде пружины.

Так как габариты устанавливаемого на системной плате стандартного разъема клавиатуры IBM PC AT слишком велики, то при разработке корпорацией IBM линии компьютеров типа IBM PS/2 был создан новый стандарт для интерфейса клавиатуры. Под него был использован 6-контактный разъем Mini DIN (рис.8, б). Правда, компьютеры IBM PS/2 оказались не слишком популярны, но стандарт на подключение клавиатуры стал использоваться и другими производителями.

К счастью для пользователей, электрические характеристики обоих стандартов интерфейса клавиатура одинаковы (табл. 7.1), поэтому клавиатуру с разъемом DIN можно подключить к разъему Mini DIN, используя переходник, и наоборот. Заметим, что подключать и отключать клавиатуру от системной платы форм-фактора АТХ, использующего стандарт PS/2, можно только при выключенном питании компьютера.

Таблица – 1 Соответствие выводов разъемов интерфейса клавиатуры

Сигнал AT PS/2
Данные
Резерв
Корпус
+5 В
Синхросигнал
Резерв
Экран Экран Экран

В последнее время наметилась тенденция отказа даже от малогабаритных разъемов PS/2, поэтому новейшие клавиатуры обзавелись интерфейсом USB. В беспроводных клавиатурах может использоваться инфракрасный порт.

Манипулятор "мышь"

Манипулятор типа "мышь" (обычно везде и всюду говорят и пишут более кратко — мышь), самое простое и популярное средство ввода информации в компьютер. Более того, работать без мыши в операционной среде Windows с графическим интерфейсом практически невозможно, что ощущают на себе пользователи, когда хвостатый друг ломается (загрязнился шарик или обломался провод).

Манипулятор "мышь" после клавиатуры — наиболее многофункциональное устройство ввода. С помощью мыши пользователь управляет перемещением курсора на экране в любом направлении, т. к. при передвижении мыши по поверхности стола курсор послушно двигается в том же направлении и с такой же скоростью. Нажатие на левую кнопку мыши в графическом редакторе, если, например, установлен режим Карандаш, оставляет видимый след при передвижении курсора. В операционной системе Windows, подведя курсор с помощью мыши к изображению какой-либо кнопки, можно щелчком левой кнопки мыши имитировать нажатие клавиши <Enter>. По статистике нынешний пользователь более 80% времени работы за компьютером пользуется мышью. Появляются даже предложения вообще отказаться от использования клавиатуры, заменив ввод с клавиатуры символов на голосовое управление.

Сегодня многие пользователи считают, что мышь была разработана специально для персональных компьютеров совсем недавно. Но если посмотреть на ее первые экземпляры — угловатые, тяжёлые, невзрачные коробки, которые не так уж легко держать в руке, то сразу веришь, что изобретена она в начале 60-х годов прошлого века. Автор мыши, Дуглас Энгельбарт, работал в Стэнфордском исследовательском институте над проектом по развитию человеческого интеллекта (в то время — обычная фантастика), который финансировался NASA. Основная цель разработки нового манипулятора — это получить более удобный инструмент ввода графической информации в компьютер, чем световое перо и джойстик.

Конструкция манипулятора "мышь" была запатентована Стэнфордским институтом, как и многие другие устройства, лишь для того чтобы застолбить данную идею, т. к. в то время было трудно представить светлое будущее нового устройства. Как говорит автор — он лишь через несколько лет узнал, что лицензия была продана компании Apple за $40 000.

Почти за сорок лет конструкция мыши (mouse) претерпела не так много изменений. Только лишь когда развитие микроэлектроники позволило поместить в одной маленькой микросхеме всю электронную начинку мыши, появились изящные и удобные корпуса. На рис. 7.9 показаны фотографии нескольких представителей семейства хвостатых помощников: от самых простых — с двумя кнопками и не слишком причудливым корпусом, до эргономических моделей, удобно лежащих в руке, снабженных дополнительными колесиками и кнопками.

 

Рисунок 9 - Манипуляторы "мышь":

— двухкнопочная Genius Easy Pro с USB-интерфейсом;

— трехкнопочная Logitech Pilot First;

— Microsoft Inteljimouse мышь PS/2

Наиболее распространенная и дешевая мышь имеет две кнопки (рис. 7.14, а) — левую, наиболее часто используемую, и правую, предназначенную для вызова вспомогательных функций. Почти также популярна мышь с тремя кнопками (рис. 7.14, б), но средняя в среде Windows практически не используется. В последнее время пользуется популярностью модель с колесиком (рис. 7.14, в), которое применяется для вертикальной прокрутки окна, колесико прокрутки может дополнительно выполнять и функцию кнопки. Кроме мышей, показанных на рис. 7.9, существуют конструкции с одной или четырьмя кнопками (иногда дополнительные кнопки помещают на боковой поверхности мыши), предлагаются также мыши, на которых установлено второе колесико для горизонтальной прокрутки.