Комплексная механизация работ по устройству проездов в очаге поражения (разрушения).
Основными техническими средствами, используемыми при устройстве проездов в завалах, будут бульдозеры, путепрокладчики, одноковшовые экскаваторы, самоходные краны, механизированный инструмент, приводимый в действие подвижными компрессорными и электрическими станциями, аппаратура для газовой резки металла. Кроме того, могут найти применение ковшовые погрузчики, автомобильные самосвалы и другая техника. Высокая эффективность перечисленных выше машин подтверждена неоднократными испытаниями и опытом использования этих машин монтажными и строительными организациями.
В зависимости от высоты и протяженности завалов на путях движения выполняются следующие виды работ: расчистка от завалов проезжей части дороги до ее полотнам устройство проездов поверху завала, устройство объездов завала.
Расчистку проезжей части дорог целесообразно производить при малой протяженности завала и высоте его не более 0,5 м. При завалах значительной протяженности и высотой более 0,5 м рекомендуется оборудовать проезд по верху завала путем разравнивания его поверхности устройства пологих въездов на завал и съездов с него. Большие завалы необходимо стремиться обходить.
Расчистка дороги от завала производится путем сдвигания его с проезжей части бульдозерами и путепрокладчиками. Одиночная работа бульдозера при прокладывании проезда возможна только на легких завалах, состоящих преимущественно из кирпичных обломков. Устройство проездов в смешанных завалах возможно, как правило, только с помощью бульдозеров мощностью 130 л. с, и более, погрузчиков, экскаваторов, а в отдельных случаях - бульдозерами совместно с автокраном.
Расчистка завала, образовавшегося от разрушения крупнопанельных и крупноблочных зданий и сооружений, будет затруднена наличием крупных элементов объемом до 0,8-1 м3, длинномерных балок и колонн, железобетонных конструкций с обнаженной и деформированной арматурой. В этом случае необходимо будет выполнять вспомогательные работы - разрушение элементов завала взрывным способом или дроблением крупных элементов конструкций с помощью пневмоинструмента.
Для прокладывания проезда по завалам с большим содержанием обломков железобетонных, металлических конструкций и других тяжелых элементов целесообразно использовать комплексы машин. При большой насыщенности завалов арматурой и элементами металлоконструкций расчетам (механикам) инженерных машин необходимо придавать по 2-3 чел. со средствами для резки арматуры и металлоконструкций.
Основные схемы функционирования комплексов машин при устройстве проездов в очаге поражения (разрушения) показаны на следующей схеме:
Основные схемы комплексов машин при устройстве проездов:
а - основная машина с комплектом сменного навесного рабочего оборудования и несколько параллельно работающих вспомогательных машин: б - за одной основной машиной параллельно работает несколько вспомогательных; в процессе участвуют также последовательно работающие вспомогательные машины; в -основная машина и несколько параллельных цепей последовательно работающих вспомогательных машин; г - несколько основных машин и несколько параллельных цепей последовательно работающих вспомогательных машин; д - основная машина работает после вспомогательной: за основной работает несколько вспомогательных машин;
1 - основная машина; 2 - вспомогательная машина; 3 - рабочее оборудование.
Для большинства промышленных предприятий характерны здания и сооружения каркасной железобетонной конструкции, а следовательно, завалы, образующиеся при разрушении этих зданий, будут с большим содержанием железобетонных элементов. Для устройства проездов в таких завалах в большинстве случаев необходимо будет применять комплексы машин с включением в них одноковшовых экскаваторов, автосамосвалов, бульдозеров и подвижных кранов. Для резки арматуры и элементов металлических конструкций должны привлекаться специальные расчеты, оснащенные керосинорезами (бензорезами), а также специальными ранцевыми резаками.
Для извлечения из завалов железобетонных конструкций могут использоваться самоходные краны грузоподъемностью 10, 16, 25 и 40 т типа КС-3562, КС-4572, КС-5363, КС-6472.
В комплексы машин по расчистке завалов и устройству проездов необходимо включать наиболее эффективные средства. Такими являются инженерные машины разграждения, путепрокладчики, тяжелые бульдозеры, ковшовые погрузчики (особенно с двухчелюстным ковшом). Для извлечения и удаления крупногабаритных обломков могут быть использованы лебедки путепрокладчиков, бульдозеров, а также тракторы, оснащенные тросами, и автомобильные краны различной грузоподъемности.
При отсутствии тяжелых бульдозеров или путепрокладчиков для растаскивания завалов из железобетонных конструкций могут использоваться спаренные тракторы. Применение двух параллельно соединенных тракторов позволяет менее мощным машинам выполнять такие же задачи, которые выполняет тяжелая техника.
Практически чаще возможно временное параллельное спаривание тракторов с помощью гибкой связи в виде тросов, но с раздельным управлением каждым трактором.
Целесообразно спаривание тракторов наибольших типоразмеров, так как при этом не только обеспечивается существенное повышение производительности машин, но и значительно расширяются варианты их применения благодаря возрастанию суммарной силы тяги на крюке.
В настоящее время промышленностью выпускается ряд моделей колесных тракторов и тягачей (КЗКТ-538, К-701, К-702, К-703, К-710.Т-150К, Т-157, Т-158 и др.). Основное их достоинство - высокая транспортная скорость (до 40-45 км/ч). Но по сравнению с гусеничным трактором колесные имеют более низкие тяговосцепные качества. Это обстоятельство затрудняет их использование при расчистке завалов.
Одним из перспективных направлений повышения тяговых качеств как бульдозеров (путепрокладчиков) на колесной базе, так и бульдозеров на гусеничной базе при расчистке завалов является тандемное соединение с бульдозером (путепрокладчиком) тракторов или тягачей. Этому должно способствовать и то обстоятельство, что приведении АСДНР предусматривается использование гусеничных и колесных тракторов также и без навесного оборудования.
Из отечественных тракторов для создания спаренной конструкции наиболее подходящей является модель ДЭТ-250 класса 250 кН. Так, возможно спаривание бульдозера Д-572, созданного на базе, дизель-электрического гусеничного трактора ДЭТ-250. Бульдозер Д-572, предназначенный для выполнения тяжелых земляных работ больших объемов в промышленном, дорожном, гидротехническом строительстве и во многих других областях хозяйства, может быть использован в составе комплекса машин при устройстве проездов в завале. Бесступенчатая автоматическая электромеханическая трансмиссия позволяет работать спаренным машинам, облегчает управление ими и обеспечивает высокую эффективность работы в самых тяжелых условиях.
При устройстве путей движения в условиях массовых завалов и разрушений используются и такие машины, как путепрокладчик БАТ и инженерная машина разграждения (ИМР).
Инженерная машина разграждения является наиболее эффективным средством при устройстве проезда по поверхности сплошного завала. С помощью телескопической стрелы и манипулятора из завала удаляются железобетонные конструкции, обломки колонн, балки, глыбы и др., а затем сдвиганием обломков завала универсальным бульдозером ИМР оборудуют достаточно ровную поверхность за два - три прохода.
Для удаления и извлечения крупногабаритных обломков при устройстве проезда по тяжелым завалам можно использовать крановое оборудование и лебедку путепрокладчика БАТ-М. Вместе с ИМР или БАТ-М в состав комплекса при этом включают три бульдозера мощностью свыше130 л. с. При отсутствии универсальных путепрокладочных машин (ИМР, БАТ-М) для устройства проезда поверху завала целесообразно использовать комплекс машин в составе автокрана или экскаватора и трех бульдозеров, причем мощность одного из бульдозеров должна быть выше 160 л.с.
Одноковшовые экскаваторы будут использоваться как для разборки завала, так и для разрушения и дробления крупных элементов (колонн, плит и др.). При работе в стесненных условиях для дробления крупных элементов и разрушения бетонных и кирпичных глыб может быть использован навесной рыхлитель, выполненный в виде сменного рабочего оборудования к гидравлическим экскаваторам ЭО-3322 и ЭО-4121.
При оборудовании проездов и подъездов на территории промышленных предприятий часть материала завала может вывозиться с территории предприятия. Для транспортировки материала завала целесообразно использовать комплекты машин в составе одноковшовых экскаваторов и автосамосвалов (землевозов). При выборе транспортной схемы разработки завала необходимо учитывать, что оптимальным соотношением емкости ковша и кузова автомобиля-самосвала является соотношение 1:4 или 1:5.
Ориентировочная грузоподъемность транспортных средств в зависимости от емкости ковша экскаватора принимается по следующей таблице.
Емкость ковша | Грузоподъемность, т | |
экскаватора, м2 | автосамосвала | трактора-прицепа |
0,3-0,4 | 3,5-5 | |
0,5-1 | 7-10 | 5-10 |
1,25-2 | 10-25 | 10-15 |
3-4 | 25-40 | 15-25 |
Транспортные средства для перевозки материала завала выбираются в зависимости от конкретных условий выполнения АСДНР. При этом необходимо учитывать, что для бульдозера и путепрокладчика рациональным расстоянием перемещения материала завала является 0,01-0,1 км а для работающих в комплексе с экскаватором автосамосвалов и большегрузных автомобильных полуприцепов - 0,5-5 км, тракторных прицепов - 0,1-1 км.
Анализ сложных работ в завалах показал, что производительность одиночных путепрокладчиков и бульдозеров сравнительно низкая.
Для такого рода работ целесообразно использовать комплексы машин в которые в качестве головной машины используется путепрокладчик, ИМР или бульдозер большой мощности (25т.с. и выше) и 2-3 бульдозера меньшей мощности.
Каждому комплексу придавались группа рабочих из 2-3 чел. и керосинорезы. В комплексе имелись также и приспособления для растаскивания элементов завала.
Эксперимент показал, что при применении комплекса машин для устройства магистральных проездов время работы сокращается в 2-3 раза по сравнению с временем при применении одиночных машин.