Менеджмент в глобальном масштабе
Менеджмент за рубежом представляет собой особенный, рискованный и захватывающий вид управленческой деятельности. Принимая назначение на должность, менеджер должен понимать, что он неминуемо столкнется с рядом индивидуальных проблем. Работа за рубежом требует осознания специфики культуры страны пребывания (особые методы руководства, принятия решений, мотивации и контроля). В оперирующей в международном масштабе компании на первый план выходит потребность в персональном обучении и росте работников.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Если менеджер умеет проявлять гибкость в отношении незнакомой культуры, умеет адаптироваться к новым ситуациям и порядкам, вероятность его успеха повышается. Склонность к этноцентризму (оценка культурных ценностей и порядков своей компании как наилучших) — естественное свойство человека, но менеджер должен научиться уважать чужую культуру. Или, как заметил руководитель крупной транс-' национальной корпорации: «Мы, шведы, так упиваемся... собой и своим порядком, что забываем, что остальные 99 % территории Земли не имеют никакого отношения к Швеции»7. Возможно, вам никогда не удастся принять зарубежную культуру как свою собственную; главное — осознание вами культурных различий и понимание того, что иные способы мышления и работы имеют равные права на существование.
Большинство получающих назначения на работу в иностранных государствах менеджеров проходят через период ностальгии, одиночества при неожиданном погружении в незнакомые условия: иной язык, традиции, ценности, верования, порядки, испытывают культурный шок. Культурный шок — это чувство растерянности и беспокойства, вызываемое постоянным нахождением в незнакомой среде, когда источниками стресса становятся обычные повседневные дела.
Вот почему огромное значение имеет предварительная подготовка к работе за границей. В некоторых компаниях работники знакомятся с иными культурными традициями в самом начале карьеры. Например в American Express студенты бизнес-шко-
лы компании каждое лето отправляются на стажировку за пределы США сроком до 10 недель. Colgate-Palmolive ежегодно отбирает 15 выпускников высших учебных введений и предоставляет им возможность работы за границей в течение 2 лет.