Предмет, цели и задачи товароведения

Вводная лекция

1. Предмет, цели, задачи товароведения 2

2. Принципы товароведения 5

3. Связь товароведения с другими науками и дисциплинами 7

4. История развития товароведения 9

5. Состояние потребительского рынка 14

 

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие основные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.

Продукция— материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Всякий товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость товара – полезность вещи, способность удовлетворять ту или иную потребность человека. Потребительную стоимость имеют продукты труда независимо от того, являются ли они средством производства или предметом личного потребления.

Потребительная стоимость обусловлена свойствами товаров. Товароведение рассматривает товар с точки зрения полезных свойств, характеризующих его потребительную стоимость. По своей природе потребительские свойства являются физическими, химическими, биологическими и т.д.

Потребительские свойства товаров (предметов потребления) можно разделить на три класса:

1. Свойства, удовлетворяющие материальные потребности (физиологические, эргономические);

2. Свойства, удовлетворяющие нематериальные потребности (культурные);

3. Свойства, обеспечивающие удовлетворение потребностей во времени (надежность).

Продовольственные товары удовлетворяют ежедневные потребности человека в питании и должны обладать вполне определенными потребительскими свойствами: калорийностью, биологической ценностью, высокой усвояемостью, пищевой безвредностью, определенным цветом, вкусом, ароматом, консистенцией и другими свойствами. Совокупность свойств и характеристик товаров, обеспечивающая удовлетворение потребностей человека, определяет качество товара.

Качество продукции и ее потребительная стоимость – понятия взаимосвязанные. Изменение качества автоматически приводит к изменению потребительной стоимости продукции. Если продукт не будет соответствовать потребностям, то он не будет иметь и потребительную стоимость.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины —товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».

Одно из наиболее точных определений предмета товароведения дано К. Марксом: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения». Это определение положено в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение: «Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».

Представляет интерес высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предложить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

1. четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

2. установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

3. систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

4. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

5. управление ассортиментом организации;

6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

7. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

8. выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

11. установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

12. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

13. товароведная характеристика конкретных товаров.

Качество продовольственных товаров при транспортировании, хранении и реализации не остается без изменений, поэтому в задачи товароведения также входит изучение всех процессов, происходящих в товарах в этот период товародвижения, и нахождение оптимальных условий для максимального сохранения качества и сокращения потерь.

Товароведение как научная дисциплина должна помогать выявлению того, насколько производимые продукты соответствуют требованиям к качеству, потребительским свойствам и общественным потребностям.