ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Многонациональной (мультинациональной, транснациональной)называют корпо­рацию (МНК),более 25 % доходов которой связаны с операциями вне страны про-

ждения. МНК имеет следующие отличительные характеристики: . Менеджмент МНК представляет собой управление интегрированной всемирной биз--с-системой, когда зарубежные филиалы тесно сотрудничают друг с другом, между шми происходит интенсивное перемещение капитала, технологий и человеческих ре­сурсов. МНК закупают материалы и производят продукцию там, где им это выгодно. • Высшим руководством МНК является единственное управленческое подразделение, >торое принимает основные стратегические решения относительно развития всех филиалов. Некоторые корпорации имеют бинациональные штаб-квартиры (Royal uutch/Shell Group), но и им требуется определенная степень централизации руковод-1, что позволяет координировать деятельность подразделений в глобальном мас-тбе и максимизировать прибыль компании в целом.

Кшие руководители МНК являются специалистами по глобальной деятельности, работают со всем миром, как с единым рынком (принимают стратегические реше-



Часть 2. Внешняя среда менеджмента


Глава 4. Менеджмент в глобальном масштабе



 


ния, приобретают ресурсы, осуществляют производство, проводят маркетинговые

мероприятия).

В некоторых случаях философия управления МНК может отличаться от описан­ной выше. Например, некоторые исследователи выделяют этноцентрические ком­пании (менеджмент которых делает акцент на операции в стране происхождения), полицентрические компании (ориентированные на рынки отдельных зарубежных стран) и геоцентрические компании. Последние являются истинно глобальными и не отдают предпочтения ни одной конкретной стране. В общем, МНК - это коммерчес­кая организация, в которую входят находящиеся в разных странах филиалы, а ее выс­шее руководство принимает решения исходя из глобальных возможностей и целей.