Законодательно-политическая среда
Выходя на рынки других стран, компании сталкиваются с незнакомыми ранее политическими системами, а также усиленным контролем и регулированием со стороны местных властей. Государство, да и простые граждане часто смотрят на зарубежные компании как на чужаков и с подозрением относятся к их влиянию на экономическую независимость и политический суверенитет страны. К основным проблемам законодательно-политического характера, с которыми сталкиваются международные фирмы, относятся политические риски, политическая нестабильность, национальные законы и ограничения.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК.Политический риск компании определяется как вероятность утраты активов, управленческого контроля или снижения прибыльности в связи с политическими событиями или действиями местного правительства. Сюда же можно отнести национализацию (лишение частного предприятия прав собственности в пользу государства) и другие акты насилия против компании или ее работников. Поскольку такие события не являются чем-то из ряда вон выходящим, у фирмы должны быть специальные планы и программы действий в случае негативного развития политической ситуации. Некоторые компании даже страхуются на случай негативных политических событий, особенно при выходе в такие страны повышенного риска, как Китай, Бразилия, государства Восточной Европы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ.Еще одна проблема - политическая нестабильность в стране пребывания международной компании: забастовки, революции, гражданские беспорядки, частые смены правительства. Политическая нестабильность усиливает неопределенность. Высоким уровнем политической нестабильности отличаются страны бывшего советского блока, в которых очень часто происходит смена правительств и политического курса. Например, чехословацкий лидер и драматург Вацлав Гавел, выбранный президентом страны в середине 1992 г., был смещен со своего поста (впоследствии был вновь избран главой государства). Чешскому правительству удалось мирно разрешить проблему национализма, возникшую в Словакии, однако в 1993-м страна разделилась надвое. А в бывшей Югославии между некоторыми ее республиками разгорелась война.
Большинство компаний предпочитают работать в стабильных с политической точки зрения странах, но регионы с нестабильной обстановкой нередко предоставляют наибольшие возможности для роста. Вероятность насилия выше всего в странах, в которых происходят политические, этнические или религиозные подвижки. В Китае, например, «роза политических ветров» не отличается стабильностью, но эта страна является самым большим потенциальным рынком мира, чем и пользуются такие американские компании, как Xerox, AT&T, Motorola, Kodak и др. ЗАКОНЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ.В различных странах действуют разные законы и ограничения, что делает международное производство и торговлю делом еще более сложным и неоднозначным. В каждом государстве законы о правилах честной конкуренции, защите прав потребителей, информации и маркировке товара, о труде и безопасности имеют определенную специфику, что должны учитывать многонациоль-
Часть 2. Внешняя среда менеджмента
Глава 4. Менеджмент в глобальном масштабе
ров ГАТТ - установление более тесных взаимосвязей между странами-участницами Соглашения и повышение эффективности международных операций. |
ные компании. Например в Великобритании отпуск по беременности может достигать 40 недель, и работодатель обязан выплачивать работницам установленную государством компенсацию, по крайней мере, в течение 18 недель. В Мехико наведавшиеся в один из супермаркетов Wal-Mart государственные контролеры обнаружили, что 10 тыс. единиц товара были неправильно маркированы или не имели инструкций на испанском языке. Когда в том же Мехико американская торговая компания Kmart начала строительство двух супермаркетов, местные инспекторы запретили сооружение одного из них в связи с отсутствием плана защиты окружающей среды. Позднее руководители компании сумели доказать, что экологическое исследование все-таки проводилось, но к тому времени график строительства был сорван.
Основные изменения в законодательно-политической сфере связаны с международными торговыми соглашениями и развивающимися торговыми альянсами между странами. Рассмотрим лишь некоторые из них: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), Европейский Союз (European Union, EU) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA).