Природно-географические, геополитические и другие неизменные факторы, влияющие на отечественную историю

Исторический процесс – явление сложное и многоплановое. На историческое развитие того или иного человеческого сообщества, его государственности оказывают влияние самые разнообразные факторы. Условно их можно разделить на неизменные и изменяемые. К изменяемым можно отнести непосредственно исторические события и явления, которые возникают в процессе взаимодействия человеческих коллективов, отдельных личностей, а также социально-политических образований, и зависят от конкретных исторических (временных и территориальных) условий. Это разного рода войны и союзы, смены правителей, хозяйственно-экономическая деятельность людей (торговля, внедрение технических новшеств), культурные, религиозные и этнические контакты между народами, и многое другое.

К неизменным же факторам относятся те, которые не зависят от воли людей и сохраняют свое относительное постоянство на протяжении исторически длительного времени. К ним, прежде всего, относят природно-географические и геополитические условия той основной территории, на которой происходят процессы исторического развития конкретного человеческого сообщества.

Народы и государства возникают и существуют в определенных географических рамках. Все процессы их жизнедеятельности, особенно на ранних этапах, тесно связаны с природным ареалом их обитания. Взаимодействие человека и окружающей среды формирует социо-географический фактор исторического процесса. Однако история народа протекает не только под воздействием природной среды, она зависит и от его местоположения на физической и политической карте мира. Соседство с развитыми или, напротив, дикими этносами, отделенность от тех и других естественно-географическими препятствиями (горами, морями), близость к Мировому океану и важнейшим транспортно-торговым путям – все это также оказывает заметное влияние на процессы социо- и этногенеза, на ход формирования и тип государственности. Особенности географической локализации, ландшафта, климата, флоры и фауны той территории земного шара, на которой проживает тот или иной народ, имеют решающее значение для выбора им хозяйственно-экономического уклада, характера взаимоотношений с соседями, для его расселения и прогрессивного развития. Кроме того, те же условия играют далеко не последнюю роль в формировании особенностей национального характера (менталитета).

Россия, в исторической ретроспективе и современном ее виде, – это особая географическая территория, не имеющая аналогов в мире. Начальные этапы становления российской цивилизации связаны с Восточной Европой, растянутой от Ледовитого океана на севере до Черного моря и Кавказского хребта на юге, от Вислы и Карпат на западе до Урала на востоке. Всю эту огромную территорию занимает Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших в мире. К востоку же, за относительно низким Уральским хребтом простирается еще одна обширнейшая равнина – Западносибирская. Таким образом, на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток наша страна представляет собой непрерывное равнинное пространство, занятое преимущественно лесом (45 % современной территории), а также лесостепью и степью. Перечисленные условия определяют отличительные географические и геополитические характеристики России. Рассмотрим важнейшие из них.

1) континентальность, под которой подразумевается значительная удаленность основных территорий от моря. Близость к морю открывает этносу громадные возможности внешней экспансии – военной, торговой, культурной. Морские границы делают цивилизацию открытой для желательных контактов и превращают в естественную крепость при угрозе контактов нежелательных.

Россия имела и имеет открытый доступ только к северным морским путям, сообщение через которые в холодное время года значительно затруднено. На протяжении почти всей своей истории она вела борьбу за выход к теплым морям и Мировому океану. Однако, даже получив их, проблему беспрепятственных морских перемещений Российское государство не решило. Черноморские проливы, ведущие в Средиземное море, и выход из Балтики в Атлантику никогда не контролировались русскими, а удаленность дальневосточных портов от основной освоенной территории страны во многом обесценивает их.

В подобных условиях традиционно большая роль отводится рекам, которые становятся жизненно важными экономическими артериями для страны. Они являются основными торговыми путями, связывают удаленные территории, служат дополнительным источником пищевых ресурсов, промысловой зоной. Не случайно Древнерусское государство первоначально возникло на северо-южной «оси» торгового пути «из варяг в греки».

2) северное геополитическое местоположение. Изначально российская цивилизация стала зарождаться на востоке Европы и постепенно распространилась в Северную Азию. Россия – самая северная из известных нам развитых цивилизаций. 14 % современной территории страны находится за полярным кругом. В то же время, к примеру, самые северные штаты США (кроме Аляски) находятся на широте Волгограда и Ростова-на-Дону. Столица Франции Париж расположена в том же широтном поясе, что и Краснодарский край и Кубань. Климатические условия, сходные с теми, что бытуют на основной территории России, зафиксированы в Северном полушарии только на севере Канады, а в Южном – на юге Чили и Аргентины. В обоих случаях, это малонаселенные территории, не имеющие важного хозяйственного значения. Северными также являются и скандинавские страны, однако температурный режим там значительно смягчается за счет теплого течения Гольфстрим.

Сезон сельскохозяйственных работ в России составляет в среднем 4-6 месяцев, в то время как на основных пространствах Европы он длится от 6 до 9 месяцев. Холодное время года в нашей стране продолжается 6-8 месяцев. Несомненно, все это приводит к постоянному расходованию ресурсов – людских, природных, энергетических.

Северное геополитическое местоположение России предопределило и еще одно важное историческое обстоятельство – значительную удаленность от античных цивилизационных центров. В то время как европейские народы унаследовали богатейшую духовную и материальную культуру античности, передовой хозяйственный и военный опыт римлян, их развитую правовую систему, наконец, одну из крупнейших мировых религий – христианство, российская цивилизация долго оставалась в стороне от достижений античности. Более того, даже контакты с Византией – одной из наследниц Римской империи, оказавшей огромное культурное и политическое влияние на древнерусский социум – в средние века были затруднены из-за постоянной военной активности степных кочевников. Да и путешествие по Днепру и по Черному морю длилось около месяца и было возможно только в период летней навигации, т.е. с мая по октябрь. Российская цивилизация, таким образом, вынуждена была долгое время «вывариться в собственном соку», взяла относительно поздний старт, что во многом и стало причиной одной из ключевых проблем российской новой и новейшей истории – догоняющей модернизации.

3) евразийское срединное расположение, под которым имеется в виду одновременное соседство с рационально-индивидуалистической открытой технократической цивилизацией Европы и с противоположными ей культурно-историческими типами Востока, которые отличают сословность, закрытость, ориентация на коллективистские ценности и религиозный тип мировоззрения. Колебание между этими двумя полюсами неоднократно служило одной из причин гражданских конфликтов и социально-политических кризисов российского общества. В конечном итоге уже в начале XVIII в. этот «евразийский» фактор привел к глубокому расколу российской культуры на две: вестернизированную (прозападную) субкультуру правящей элиты и общинную патриархальную субкультуру основной части трудящегося населения, преимущественно крестьян, которые вплоть до 30-х годов ХХ в. составляли около 90 % населения России.

4) неустойчивый климат. Большая часть территории страны находится в умеренном климатическом поясе, при этом преобладающий тип климата – континентальный. Его характеризует долгая суровая и снежная зима в сочетании с коротким летом, которое может быть холодным и дождливым, либо, наоборот, жарким и засушливым. Разность зимней и летней температур в Европейской России составляет около 30°. Межсезонье же приносит свои сюрпризы: весенние заморозки (даже в мае), затяжные осенние ливни, несущие распутицу, и т.п. Такой климат становится причиной частых неурожаев и делает большую часть страны зоной рискованного земледелия.

5) природные богатства при значительной неосвоенной территории. Россия – самая богатая природными ресурсами страна в мире. Здесь сосредоточено до трети всех мировых запасов полезных ископаемых. Между тем, большая часть разведанных месторождений сосредоточена в азиатской части страны (Урал, Забайкалье, Якутия, Дальний Восток, Чукотка), где проживает даже сейчас всего 22 % населения.

Это обстоятельство влечет за собой целый ряд трудностей, связанных с дороговизной добычи минерального сырья и его транспортировки. Вероятно, отсюда ведут начало такие парадоксы российской действительности как поразительная бедность основной части населения при колоссальном богатстве государства, бесконтрольное расходование природных ресурсов при тяжелейших условиях их добычи, ориентация на экстенсивный путь развития хозяйства, пренебрежение сберегающими и безотходными технологиями.

6) отсутствие естественных границ. Равнины и низменности составляют в России более двух третей всей ее территории. Ее пределы исторически были проницаемы и уязвимы и на Западе (между северными отрогами Карпат и южным побережьем Балтийского моря), и на юге и юго-востоке (большая часть границы со Средней и Центральной Азией). Историк С.М. Соловьев писал: «…прежде Россия была меньше, чем теперь, но все же с самого начала была велика, а жителей очень мало; враги со всех сторон, а границы открыты, нет гор, которые бы окружали страну и защищали ее, надобно жителям защищаться грудью…».

Открытость и равнинность территории предопределили характер ее исторического освоения – постоянную, нескончаемую колонизацию собственным населением. В.О. Ключевский называл колонизацию «основным фактом русской истории». Россия быстро росла вширь, в то время как многие ее соседи тщательно осваивали и обустраивали свои необширные земли.

Если большинство рек нашей страны, протекающих по оси север-юг, объединяют ее территорию в меридиональном направлении, то с востока на запад соединяющим мостом служат азиатские и южнорусские степи. Роль этой географической зоны в отечественной истории двояка. С одной стороны, степи служили магистралью для нашествий кочевников из глубин Азии. Приводившие в ужас европейцев своей дикостью, воинственностью и жестокостью, кочевые племена издревле были постоянными, если не сказать, привычными, соседями восточных славян. Борьба с ними продолжалась веками и сильно повлияла на развитие государства. Набеги и грабежи степняков, обложение данью и увод в плен тысяч жителей южных областей страны задерживали ее развитие и отвлекали силы от созидательного труда, препятствовали накоплению материальных ресурсов. С другой стороны, те же степные пространства послужили значительному расширению государства в восточном и юго-восточном направлении. Становление феномена казачества, сыгравшего не последнюю роль в отечественной истории, также во многом объясняется особыми степными условиями.

Все перечисленные особенности оказали заметное влияние и на ход российской истории, и на характер самобытной российской культуры, и на формирование российского социума, и на свойства национальных нравов и традиций.

Так, отсутствие выхода к Мировому океану, отдаленность от центров развитой средиземноморской цивилизации, низкая плотность населения и суровые природные условия послужили главными причинами изначального отставания народов Восточной Европы от Западной в социально-экономической и политико-правовой сферах. По выражению историка С.М. Соловьева, природа для населения России была не матерью, а мачехой. Аграрная отрасль экономики требовала огромных трудовых затрат, а результат был отнюдь не гарантирован. Это обстоятельство значительно повлияло на формирование таких национальных черт характера как терпение, стойкость, настойчивость, упорство вопреки самым неблагоприятным условиям. При этом отношение к результатам собственного тяжелого труда и их потерям оставалось легким, небрежным. Кроме того, для русского менталитета стали свойственны неприхотливость, аскетизм, привычка к самоограничению, ориентация на низкий уровень потребления, презрение к комфорту.

Короткий сезон полевых работ, когда «день год кормит», приучал к авральному, штурмовому характеру труда, сменявшегося месяцами вынужденного бездействия. Недаром разгар уборочной в русском языке именуется «страда». Размеренный и беспрестанный труд – одна из непреложных ценностей европейской культуры – на российской почве не имел решающего значения. Здесь больше ценились трудовой энтузиазм, порыв, в ходе которого «сворачиваются горы» и который сменяется долгими простоями и праздностью. Не это ли причина того, что многократно разоренная наша Родина, понесшая огромные людские и материальные потери, восставала из пепла в кратчайшие сроки, но так и не стала передовой среди процветающих стран?

Для российского сельского хозяйства на протяжении минимум тысячелетия была характерна рутинность, для земледелия – низкая урожайность. Конструкция основного пахотного орудия – сохи – принципиально не изменялась с XII по середину XIX столетия. За это время урожайность пшеницы здесь не превысила в среднем показателя «сам-3»[1], тогда как, например, в Англии уже с XIII в. она составляла сам-5 и более. Объясняется это тем, что русскому крестьянину традиционно не хватало времени на более тщательную обработку почвы, поскольку распашка, посев, а затем уборка должны были быть произведены в считанные дни. В этих условиях почва быстро оскудевала, и крестьянин переходил на новый участок. Это послужило вырабатыванию приоритета экстенсивного типа экономического развития перед интенсивным.

Скотоводство также требовало больших трудовых затрат, поскольку стойловое содержание скота длилось более полугода, а заготовка кормов на это время должна была уложиться в 20-30 дней сенокоса. Относительно частые неурожаи также тяжело сказывались на экономическом положении населения страны. В таких условиях вырабатывались устойчивые традиции взаимовыручки, коллективизма и общинности, которые зачастую подменяли необходимость социальной заботы государства о своих подданных. Крестьянская община вплоть до начала ХХ в. была едва ли не основной социальной ячейкой русского общества, а ее разрушение реформами П.А. Столыпина вымело на периферию экономической жизни большие массы крестьянства, ставшего впоследствии «горючим материалом» русских революций и гражданской войны.

Впрочем, не стоит односторонне оценивать природно-географический фактор, поскольку он включает не только неблагоприятный климат, но и большие запасы природных богатств. Последнее составляет необходимое условие развития России как великой мировой державы, государства имперского типа. Тем не менее, и это обстоятельство имеет обратную сторону. Если окинуть взглядом основные статьи экспорта нашего государства на протяжении всей его истории, то без труда станет заметно, что преимущественно это было сырье или продукты его непосредственной переработки (от меда, льна, воска, пушнины в эпоху Киевской Руси до нефти и газа в XXI в.). При этом именно в России были изобретены, к примеру, радио, видеомагнитофон, компьютер, многие виды передовой военной техники и многое другое. Однако на внешнем рынке проще торговать тем, чего мало или вовсе нет в других странах, чем конкурировать в области готовых изделий.

Открытость и «безграничность» территории нашей страны также заметно повлияли на российскую историю и ментальность.

Во-первых, Российское государство всегда ощущало (и вовсе не без основания) постоянную внешнюю угрозу. Отсюда берет начало богатая воинская культура с тщательно разработанными понятиями долга, чести, героизма и почтительное отношение к армии и военной службе. На протяжении всей своей истории Россия оставалась традиционно милитаризованной державой. И в героическом народном эпосе, и в государственной идеологии дореволюционной России и Советского Союза армия рассматривалась как важнейшее условие обеспечения безопасности страны, мощный фактор ее внешней и внутренней политики. А кроме этого, вырабатывался и соответствующий жесткий, «военизированный» стиль государственного управления по принципу «приказ – исполнение». Обсуждение распоряжений государственной власти нередко приравнивалось к пособничеству врагам, предательству, «шпионажу».

Во-вторых, при отсутствии естественных географических границ важнейшим и едва ли не единственным препятствием на пути завоевателя в России становился патриотизм народа и самоотверженная защита территории самим населением. Отечественная история предоставляет ярчайшие примеры, иллюстрирующие понятие «массовый героизм», которое означает готовность пожертвовать во имя защиты страны своей жизнью не только каждого воина, но и каждого гражданина от мала до велика. Об этом свидетельствуют и многие летописные сюжеты, и эпизоды борьбы с татаро-монголами, и народные ополчения Смутного времени, и партизанские движения в ходе двух крупнейших Отечественных войн.

В-третьих, невыраженность естественных рубежей способствовала перемешиванию населения, развитию добрососедских отношений между различными этносами и выработке общих исторических целей. Российская цивилизация изначально приобретала характер многонациональной. При этом уместно отметить и обстоятельства вхождения национальных территорий в состав Российской империи. И в завоеванных, и в добровольно присоединенных землях политика центральной власти ориентировалась на первоначальное сохранение автономии и структуры местного управления, включение местной знати в правящий привилегированный слой страны, постепенного проникновения туда русского населения, а затем, с опорой на последнее, более или менее жесткую русификацию национальных окраин. Так было с Украиной, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой. Такой тип колонизации способствовал сохранению национальных границ внутри страны и национального самосознания местного населения. Этим объясняется «лоскутность» территории страны, возможность относительно легкого отделения ее частей от целого, что питало центробежные и сепаратистские тенденции национальных политических элит. Противостоять им могло только сильное автократическое государство во главе с жесткой централизованной властью, каковым стремилась быть и была Российская держава с момента самого своего основания. Ослабление же этой власти всегда приводило к немедленному распаду страны – в XVII и дважды в ХХ столетиях.

И, наконец, географические характеристики России оказывают необратимое влияние и на формирование политико-правовой культуры ее населения. Ее необъятные просторы рождают особую философско-мировоззренческую категорию воли, которая заметно отличается от понятия свободы, характерного для европейской ментальности и сформулированного как «познанная необходимость». Деятели европейского Просвещения полагали, что «свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер). Унаследованная от них либеральная трактовка свободы предполагает ее границы, которые начинаются там, где затрагиваются права и свободы другого индивида. Многовековая практика совместного проживания на плотно заселенной территории заставила европейцев вырабатывать правила и нормы сосуществования и человеческого общежития. Поэтому свободное общество в их идеологии противопоставляется тирании, диктатуре, насилию над человеком. Как известно, эволюция этих идей в западной общественно-политической мысли привела к разработке концепции правового государства.

Воля же – понятие неограниченной никем и ничем свободы, не соотносящееся с правами и желаниями ближнего. Такое понимание могло родиться только в условиях бескрайних просторов, когда даже при жестком политическом режиме в государстве всегда есть потенциальная возможность уйти из-под власти закона туда, где можно жить, следуя собственным традициям, не ограничивая своей свободы и при этом не затрагивая свободы другого индивида. Образцы такого понимания воли (вольницы) можно найти в истории казачества, начало которому положили бежавшие из крепостной неволи крестьяне, в истории раскольничьих общин, укрывавшихся от власти государей и церкви в северных лесах, в истории сибирских первопроходцев. Образ такого понимания воли содержит старинная русская поговорка «до Бога высоко, до царя далеко», предполагающая, в том числе, свободу собственных действий, не взирая на религиозные и государственные ограничения. Производным же от такого понимания воли (вольницы, вольности) в русском менталитете можно считать правовой нигилизм и пренебрежение законом как со стороны правящей элиты, так и со стороны управляемых сообществ, насилие и угроза расправы как повседневная практика властвования.

Таким образом, территориально-географические и природные факторы оказывают значительное влияние на сложные процессы социо- и этногенеза, на формирование основ культуры, цивилизации, ее характера. Тем не менее, их влияние отнюдь не фатально, они лишь задают самые общие рамки развития социума, согласно концепции А. Тойнби, бросают ему «вызов», поиск «ответа» на который полностью зависит от человеческого фактора. Этот поиск «ответов» на «вызовы» и составляет основное содержание истории любого народа, в том числе и народов нашей страны.


[1] Урожайность сам-3 означает, что объем выращенного зерна превышает объем посеянного в три раза.