Арбитражная судебная система РФ. Роль судебной системы в разрешении экономических споров, включая споры, связанные с применением налогового законодательства.

Введение

Введение в курс «Арбитражная практика разрешения налоговых споров».

 

Цель изучения курса состоит в том, чтобы сформировать у будущих специалистов в области налогообложения базовые комплексные знания и практические навыки по разрешению налоговых споров, организации работы налоговых органов, осуществлению ими мероприятий по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; развить у студентов навыки по применению норм действующего налогового законодательства в части принятия мер ответственности (налоговой, финансовой, административной) в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Задачей дисциплины является изучение сложившейся арбитражной практики разрешения налоговых споров, анализ теории и практики осуществления налоговыми органами контрольных функций, методологии и организации мероприятий налогового контроля.

Предметом исследования выступают также основные принципы функционирования, задачи, функции, права и обязанности налоговых органов в части обеспечения контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, применения мер налоговой и административной ответственности.

Изучая данную дисциплину, студенты должны представить с учетом сложившейся судебной практики налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, знатьосновы взаимодействия налоговых и контрольных органов в процессе налогового администрирования и осуществления мероприятий налогового контроля, методы и организацию проведения выездных и камеральных налоговых проверок, а также проверок, осуществляемых в рамках оперативного контроля, совместных мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о налогах и сборах; уметь самостоятельно проводить расчеты налоговых санкций, административных штрафов и пени, использовать основные приемы и методы налогового контроля.

Содержание учебной дисциплины «Арбитражная практика разрешения налоговых споров» способствует интегрированию знаний о действующей налоговой системе Российской Федерации, формированию комплексного подхода в изучении специальных дисциплин.

Государственное регулирование экономической деятельности в правовом государстве не учреждает экономический строй общества, а только охраняет его главные устои, основанные на правах и свободах, они носят демократический характер.

Свобода экономической деятельности - основополагающий принцип рыночной экономики, который означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты и правосудия. А государство, в свою очередь, должно не просто гарантировать эту свободу, а регулировать ее использование.

Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации:

1. Признаются: частная собственность, государственная собственность, иные формы собственности.

2. Все формы собственности защищаются равным образом.

В положениях о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Принятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единый принцип защиты права собственности независимо от ее формы.

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. В то же время это право подлежит ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности, регулирует экспорт и импорт. Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Все ограничения необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный сводный закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и гражданских лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления нарушенных прав, их судебной защиты.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.

В большинстве юридических систем существует целый ряд организаций и учреждений, которые могут тем или иным образом участвовать в процессе разрешения споров. Основная роль в нем обычно принадлежит судам. Однако и другие органы, в том числе прокуратура, государственные, административные и исполнительные органы, а также учреждения, занимающиеся третейским разбирательством и посредничеством, могут принимать участие в процессе разрешения споров.

Судебная защита приобретает для граждан нашей страны первостепенное значение. Об этом свидетельствует значительный ежегодный рост числа обращений граждан и юридических лиц в арбитражные суды, причем эта тенденция из года в год сохраняется, количество заявлений увеличивается непрерывно. Такое положение говорит о том, что деятельность арбитражных судов для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в них граждане надеются найти защиту своих прав и интересов. Но, если бы правосудие в полной мере удовлетворяло потребности общества и граждан, не было бы активного обсуждения проблем, связанных с реформой системы арбитражных судов.

Итак, с одной стороны, есть огромная потребность общества в судебной защите, с другой - наблюдается известная неудовлетворенность деятельностью судов и состоянием правосудия. Главная их цель состоит в том, чтобы найти те пути и способы укрепления системы органов судебной власти, которые служили бы улучшению правосудия, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Арбитражные суды - это самостоятельная часть системы органов судебной власти России, которая, в свою очередь, является самостоятельной ветвью государственной власти страны. В совокупности арбитражные суды можно охарактеризовать как специализированную подсистему системы органов судебной власти России.

Важно отметить, что все арбитражные суды Российской Федерации, а их сегодня 93, являются судами федеральными. Арбитражных судов в качестве судов субъектов Федерации (не федеральных), арбитражных муниципальных судов не существует.

В Конституции Российской Федерации содержатся принципы деятельности арбитражных судов: независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120), гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон (ст. 123), назначения судей арбитражных судов (ст. 128) и др. В ней закреплены и многие другие нормы, имеющие непосредственное отношение к арбитражным судам. Так, например, в ст. 46 записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в систему органов судебной власти Российской Федерации.

В систему арбитражных судов Российской Федерации входят:

 

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

Федеральные арбитражные суды округов (в том числе Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа)

 

Арбитражные апелляционные суды (в том числе Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд)

 

  Арбитражные суды субъектов Российской Федерации республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов)    

 

В отличие от других звеньев системы арбитражных судов страны, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации получил конституционное оформление.

Конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) закреплен в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Для полного и всестороннего исследования ВАС РФ как вышестоящего органа в системе арбитражных судов Российской Федерации представляется необходимым обратиться к анализу вышеназванного законодательства.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, определяющие положение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как органа, осуществляющего правосудие, основные начала его деятельности и правовое положение судей.

Согласно ст. 127 Конституции Российской Федерации, ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Статус ВАС РФ весьма четко определяется Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Статья 23 данного Закона называется "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации" и раскрывает положения ст. 127 Конституции Российской Федерации.

Итак, согласно статье данного Закона:

- ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

- ВАС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

- ВАС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов;

- ВАС РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- ВАС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики;

- полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Ряд статей данного Закона содержит положения о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации: в них речь идет о тех правовых состояниях, когда порядок организации и деятельности ВАС РФ идентичен порядку организации и деятельности других судебных органов. Это - ст. 4 "Суды в Российской Федерации", ст. 10 "Язык судопроизводства и делопроизводства", ст. 13 "Порядок наделения полномочиями судей", ст. 17 "Порядок создания и упразднения судов", ст. 33 "Финансирование судов".

Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ, согласно ч. 6 ст. 23 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", устанавливаются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 июля 1995 г. Особое значение Закона состоит в том, что он является не просто федеральным, но и федеральным конституционным законом, т.е. правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой.

Глава 2 вышеназванного Закона "Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" подробно регламентирует работу ВАС РФ, включая в себя:

1. Полномочия ВАС РФ (ст. 10).

2. Состав ВАС РФ (ст. 11).

3. Пленум ВАС РФ и его полномочия и порядок работы (ст. 12-14).

4. Президиум ВАС РФ по полномочия и порядок работы (ст. 15-17).

5. Судебные коллегии ВАС РФ (ст. 18).

6. Судебные составы ВАС РФ (ст. 19).

Отдельные статьи посвящены должностям Председателя ВАС РФ и заместителей Председателя ВАС РФ (ст. 20, 21).

 

Статья 22 Закона предусматривает Совет председателей арбитражных судов. Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации предусмотрен ст. 23 указанного закона.

Поскольку в системе арбитражных судов такого органа, как судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, не существует, то его функции для арбитражных судов в пределах всей страны выполняет ВАС РФ. Таким образом, он является и организационным центром системы арбитражных судов России.

В соответствии с вышеназванным законодательством функции, компетенцию и полномочия ВАС РФ в настоящее время можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это судебный орган первой инстанции. Он рассматривает в первой инстанции: а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Во-вторых, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов. Рациональная организация функционирования системы органов судебной власти относится к условиям эффективности правосудия*(4). Длительные, но последовательные поиски оптимальной системы судопроизводства дали возможность юристам сформулировать принцип так называемой инстанционной системы. В качестве предварительного замечания необходимо отметить, что юристы, исследующие судоустройственные проблемы, отмечают две формы, в которых осуществляется судебный надзор: инстанционную и внеинстанционную. При этом к внеинстанционной форме надзора относятся, в частности, принятие постановлений, которые разъясняют юридически значимые вопросы, а также дача указаний по вопросам правосудия и судебной практики*(5). Мы добавили бы сюда и такие опосредованные формы надзора за организацией правосудия, как осуществление кадровой политики, материально-техническое обеспечение судов и организационное управление судами со стороны высших судебных инстанций. Такая деятельность в работе органов суда "имеет вспомогательный характер и связана с необходимостью создать условия для реализации основного содержания их деятельности по осуществлению правосудия"*(6).

Однако внеинстанционная форма надзора за судебными актами, при всей ее несомненной важности, имеет скорее идеологический, нежели непосредственно юридический характер. Она воздействует на судебную практику не путем пересмотра судебных актов по конкретным делам, а путем формирования юридической идеологии авторитетного судебного органа, каковым является высший суд, осуществляющий надзор внеинстанционным методом.

В свою очередь, принцип инстанционного устройства системы органов судебной власти, и системы арбитражных судов особенно, позволяет установить режим постоянного контроля над каждым рассматриваемым делом. Под инстанционностью процесса принято понимать каждую последовательную ступень в системе связанных между собой нижестоящих и вышестоящих судебных органов. Инстанционная система процесса предопределяется конкретной судоустройственной моделью государства.

Анализ Конституции и федеральных законов позволяет сделать вывод, что в процессе их действия создается правовая база для различных форм осуществления судебной власти, каковыми являются: правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль. Особое значение имеет, конечно, отграничение правосудия от иных форм проявления судебной власти. Прежде всего, следует назвать такую форму, как осуществление надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих в порядке, устанавливаемом законодательством. Именно этот порядок выделяет судебный надзор в качестве особой сферы осуществления судебной власти, не полностью совпадающей со сферой правосудия.

 

Основные начала законодательства о налогах и сборах. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени (ст. 3, 5 НК РФ, п. 4, 5 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5). Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (глава 4 НК РФ, п. 7, 8 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

НК РФ предусматривает специальные положения в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.