Методические указания

Существует множество проблем, связанных с рассмотрением зарубежной журналистики как формы общественного служения и как профессии с анализом видов и форм регламентации журналистской деятельности.

 

Помимо государственного регулирования информационных потоков в ряде стран активно осуществляется саморегулирование печати, радио и телевещания.

 

Разнообразие существующих в мире правовых систем и противоречия в национальных законах о СМИ становятся тормозом в дальнейшем развитии журналистики и осуществлении свободы слова и свободы печати, что ставит в ряд насущно важных проблему гармонизации национальных законов о СМИ.

Международные журналистские организации в своем развитии переходят от глобальных к региональным и межрегиональным формам сотрудничества журналистов; к объединению работников печати, радио и телевидения по специальным и узко профессиональныл принципам.

 

Функционирование средств массовой информации в современном мире обусловлено не только мировыми тенденциями, но и национальными особенностями, связанными с историей той или иной страны, а также развитием журналистики.

 

Как отмечают многие исследователи, национальные особенности журналистики подвергаются разрушающему воздействия современных тенденций «глобализации» и «американизации», что в некоторых случаях ведет к разрушению ядра национальной культуры, а в других — наоборот — к консервации отживших форм и методов работы журналистов.Развитие науки и техники оказывает серьезное воздействие на практическую журналистику и ее национальные особенности; вместе с теп политические реалии в некоторых случаях тормозят ее дальнейшее развитие

 

Мировые тенденции и национальные особенности современной зарубежной журналистики еще недостаточно изучены и вызывают неоднозначное толкование. Кроме того, мы находимся лишь в самом начале перехода человечества к информационному обществу, так что предложенные направления работы будут уточняться и конкретизироваться вместе с развитием журналистики.

 

Сноски и примечания

I. См., например: Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок но-ностей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 211 с; Богданов Р. Г., Кокошин А. А. США: информация и внешняя политика. — М.: Наука, 1979. — 310с; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с; Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во. Михайлова В.А., 2001. — 252 с; Герасимов И. В. Периодическая печать Судана. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2001. — 90 с; Иванян И. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. — М.: Поли­тиздат, 1991. — 368 с; Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд.-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 212 с; Корнилов В. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. — Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 1999.— 222 с; Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Обще­ство. Государство. — СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 425 с; Мельник Г. С. Психология профессионального общения в журналистике: Учеб. пособие. Ч.1. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.- 161 с; Мисонжников Б.Я. Феномено­логия текста (соотношение содержательных и формальных структур печатно­го издания). - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 490 с; От книга до Ин­тернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий. / Отв. редакторы Я. Н. Засурский и Е. Л. Вартанова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 256 с; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 268 с; Рыкованов П.Я. Франция: телевидение и власть. (Слово, образ, действие в по­литической практике генерала де Голля). — СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2001. - 88 с; Соколов В. С. Периодическая печать Франции. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 144 с. и др.

2. Aronson J. Packaging the News. A Critical Survey of Press, Radio, TV. — N.Y., 1971 -109 p.; Barnow E. Mass Communication. -N.Y., Toronto, 1956. - 280 p.; Bogardus E.S. The Makingof Public Opinion. -N.Y., 1951. - 265 p.; Henry G. Culture against Man. -N.Y., 1963. — 406 p.; M. Gulczynski. Amerikanskie "panstwo wojny". - Warszawa, 1972. - 465 s.; Carpenter T. The Captive Press. Foreign Policy Crisis and the First Amendment. - Washington, 1995. - 315 p.; Cook T. Governing with the news. The News Media as a Political Institution. - Chicago, 1988. - 290 p.; Ekecrantz J., Olsson T. Journalism: Discursive Order and Social Practice. — Stockholm, 1993. — 18 p.; Етически проблеми на науката / Под редакцията на С. Ангелов и Я. Янчев. — София, 1973 - 334 с; Ferguson D.L., Patten J. Journalism Today! An Introduc­tion. - Skokie., 1979. - 260 p.; Hadenius S. Swedish Politics During the 20th Century. Conflict and Consensus. - Stockholm, 1997. - 174 p.; Hess S. News and Newsmakm,g - Washington, 1996 - 148 p.; Mayeux P.E. Broadcast News. Writing & Reporting. - Chicago, 1996 - 432 p.; McLuhan M. Unerstanding Media. The Extentions of Man. - N.Y.1964. - 318 p.; Jaszunsky G. Paradoksy amerekanskie. -Warszawa, 1974 - 368 s.; Parenty M. Democracy for the Few. — N.Y., 1980. — 346 p.; Sigal L. Reporters and Officials The Organisation and Polities of New Reporting – Lexington, 1973. — 221 p.; Ward H. H.Mainstreams of American Media History. A Narrative and Intellectual History - Boston, 1997. - 542 p.

3. См., например: Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2004. — 448 с; Сред­ства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: мате­риалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конь­кова. - СПб., 2004. - 400 с. и др.

Изучение курса «Современная зарубежная журналистика» не может быть успешным без знания ряда других дисциплин, с которыми имеются устой­чивые структурно-логические связи.

Каждая из тем курса в той или иной степени затрагивается при изучении таких дисциплин, как «История зару­бежной журналистики», «Основы теории коммуникаций», «Социология журналистики», «Экономика СМИ», «Международное гуманитарное пра­во» и других.

Безусловно, необходимо владеть и всем комплексом обязательных дисциплин, изучаемых на факультетах журналистики университетов, по­скольку курс «Современная зарубежная журналистика» относится к числу немногих, завершающих обучение студентов по специальности «Журна­листика».

Структурно-логические связи есть и внутри самого курса: практичес­ки все темы в той или иной степени перекликаются между собой.

 

При изучении темы I «Зарубежные теории и концепции журнали­стики»- необходимо обратить внимание на следующее. К распространению массовой информации прибегают представители различных сфер произ­водства и отраслей знаний, поэтому к журналистике они подходят со сво­ей точки зрения.

Кроме того, функционирование СМИ анализируется мно­гими науками, у каждой из которых есть свои методы познания. Поэтому возможна классификация существующих зарубежных теорий и концепций журналистики с разных позиций.

В предлагаемых лекциях они система­тизированы с точки зрения практической журналистики. В принципе воз­можно множество подходов: страноведческий, социологический, полито­логический, культурологический, исторический, прикладной и т.д. Поэтому необходимо, не отвергая ни один из этих и многих других подходов, изу­чать теории и концепции журналистики в том виде, в каком они реально существуют.

Тема II - «Зарубежная журналистика и экономика» - подробно рас­сматривается в курсах «Экономика СМИ», «Экономика и организация про­изводства», «Медиаэкономика», «Менеджмент СМИ» и многих других взависимости от профиля и специфики вуза.

Опираясь на полученные ра­нее знания, следует увязывать теорию с реально протекающими в совре­менных зарубежных СМИ процессами.

Это представляет определенную трудность: слияния, поглощения, возникновение и разорение крупнейших и средних медиаконцернов проходят почти ежедневно. Так, может в одно­часье рухнуть казавшаяся ранеее непоколебимой медиаимперия; «из ниче­го» вдруг вырастает очередной мировой гигант.

Вместе с тем существуют общемировые тенденции в медиаэкономике, на которые и следует обратить самое пристальное внимание.

 

При изучении темы III - «Зарубежная журналистика и политика» следует усвоит основные определения и тесно увязывать изучаемый мате­риал с текущей практикой СМИ и политическими событиями.

Результативным представляется сравнительный анализ функционирования поли­тической журналистики в разных странах.

Зарубежный опыт активно применяется российскими массмедиа в освещении политических событий и при участии СМИ в политических кампаниях.

Базис знаний по этой теме получен студентами в курсах «Политология», «Социология», «Политоло­гия журналистики», «Социология журналистики», «Электоральная прак­тика СМИ» и др.

Тема IV - «Зарубежная журналистика и техника» -в ряде случаев яв-ляется сложной для усвоения, поскольку требует определенных знаний из области науки и техники.

Вместе с тем изучаемый круг вопросов имеет весьма важное практическое значение: журналист должен освоить весь комплекс технических средств, с которыми он соприкасается в своей повседневной деятельности. Кроме того, внедрение технических новшеств в значительной степени влияет на организацию труда журналиста и напря­мую связан со сбором, обработкой, производством и распространением информации. Качество и эффективность труда журналиста также зависят от его технической оснащенности и умения пользоваться теми широкими воз­можностями, которые предоставляют новейшие достижения науки, техни­ки и технологии.

 

Содержание темы V - «Журналистика как форма общественного служения и как профессия» - тесно связано с содержанием третьей темы курса и такими дисциплинами, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Право и этика СМИ», «Международное гуманитарное право», «Этика журналистского творчества», «Психология профессионально­го общения в журналистике», «Теория и практика СМИ»и др.

Но и здесь существуют и «подводные камни»: в различных странах по-разному под­ходят к одним и тем же проблемам.

Кроме того, в каждой стране существуют свои накопленные десятилетиями подходы к практической деятельности журналиста. Определенный положительный результат может дать сравнительный метод исследования.