Структура и основные задачи спортивной биомеханики

Биомеханика как дисциплина делится на три раздела: общую, дифференциальную и частную.

  1. Общая биомеханика решает теоретические проблемы и помогает понять как и почему человек движется.
  2. Дифференциальная биомеханика изучает индивидуальные и групповые особенности двигательных возможностей и двигательной деятельности в зависимости от возраста ,пола ,состояния здоровья . уровня физической подготовленности , спортивной квалификации и т.п.
  3. Частная биомеханика рассматривает конкретные вопросы технической и тактической подготовки в отдельных видах спорта и массовой физкультуры. Основной вопрос частной биомеханики – как научить человека правильно выполнять движения.

Закономерности механического движения человека биомеханика изучает на трех уровнях: движение –двигательное действие –двигательная деятельность.

На первом уровне фактические данные для исследования движений получают в экспериментах с изолированными мышцами и другими частями тела животных.

Здоровый человек выполняет целенаправленные и мотивированные двигательные действия. На этом уровне биомеханика изучает и совершенствует технику двигательных действий (например, технику удара, прыжка шага и т.п.)

Третий уровень биомеханики посвящен тактике двигательной деятельности. При выполнении физических упражнений двигательная деятельность складывается из двигательных действий , как цепь из звеньев (например, бег состоит из отдельных шагов)

Двигательные действия в такой цепи взаимосвязаны и взаимообусловлены.. Поэтому двигательная деятельность –это система двигательных действий.

Спортивная биомеханика изучает двигательные действия человека при выполнении им спортивных упражнений . Это необходимо для обеспечения роста спортивных результатов вплоть до рекордных для конкретного спортсмена или определенного вида спорта, выявления помогающих или препятствующих факторов при совершенствовании движений.

Основные задачи спортивной биомеханики состоят в следующем:

1.Совершенствование спортивной техники, моделирование и конструирование ее наиболее рациональных вариантов.

2.Биомеханический контроль техники отдельных спортсменов.

3. Выявление биомеханических закономерностей совершенствования двигательных действий.

4.Прогнозирование тенденций изменения параметров техники выполнения спортивных упражнений по мере роста спортивного мастерства для оценки этапных и конечных показателей..

5. Разработка тренажеров для спорта.

6. Совершенствование спортивного инвентаря.

 

  1. Механическое движение в живых системах

Принято различать простые формы движения материи- механическую, физическую и химическую. Они проявляются в живой и неживой природе. Высшие формы –это биологическая (все живое) и социальная (мышление и общественные отношения .

Каждая сложная форма движения включает в себя более простые формы . Движение на каждом уровне качественно характеризуется более высокой формой.. Каждая высшая форма обладает собственной качественной спецификой и несводима к низшим формам. При этом высшие формы неразрывно связаны низшими.

Двигательная деятельность человека включает в себя механические движения, которые представляют собой непосредственную цель двигательного действия. Но механическое движение осуществляется при участии более высоких форм движения. Биомеханика рассматривает тело человека как самоорганизующуюся систему .Механическое движение в живых системах проявляется как перемещение всей системы и как деформация самой биосистемы- перемещение одних ее частей относительно других.. Посвоей природе деформационные изменения выражаются преимущественно в форме межсуставных движений , распределенных и взаимосвязанных в пространстве и времени. Эти движения , как правило ,сложны. поскольку двигательный аппарат человека представляет собой механическую систему .состоящую из более 200 костей , нескольких сотен сухожилий и более 600 мышц. Общее число возможных движений в суставах (степеней свободы) превосходит 250.

Работа мышц- это биологический процесс, при котором мышечные волокна должны быть активированы, чтобы они смогли выполнить механическую работу по перемещению звеньев тела. Чтобы совершить работу .необходимо затратить энергию, которая является результатом определенных биохимических реакций. С механической точки зрения человек представляет собой систему, обладающую внутренним источником энергии, биологическим по происхождению.

Чтобы мышцы сократились в необходимой последовательности и с определенными усилиями и в результате создали требуемый механический эффект движения, ими необходимо управлять, что делает головной мозг и нервная система.

Головной мозг выполняет высшие психические функции: мотивацию , осознание , Программирование , что оказывает непосредственное влияние на процесс формирования нервальных команд и их исполнение. Связь между психической ,биологической и механической функцией многоуровневая.. В каждом движении присутствуют ориентировочная, исполнительна и контрольная части . Исполнительная часть-это и есть механическое движение. Но оно всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга. Обеспечивающей не только непосредственное управление движением , но также ориентировочную и контрольную части двигательного действия

по системе внутренней биологической обратной связи.

 

  1. Теория и метод биомеханики спорта

Теория биомеханики – это система основных положений , сформировавшихся на базе накопленных познаний. Методы биомеханики- это пути (способы0получения знаний.

 

А) Теория биомеханики спорта.

 

В современного понимания двигательных действий лежит системно-стуктурный подход ( ССП ), который рассматривает тело человека как движущуюся систему ,а сами процессы- как развитие системы движений.. В рамках ССП стремятся к познанию состава и структуры двигательной деятельности, т. е. из каких элементов она состоит и как они связаны между собой, каковы внутренние механизмы взаимодействия.

Принципы ,реализуемые в ССП. ,опираются на идеи теории систем Людвига фон Берталанфи .Целое представляет собой нечто большее , чем сумма его частей , составляющих его элементов, поскольку главная характеристика целого-взаимодействие,

протекающее между его различными элементами.

«Движение не есть цепочка деталей, а структура (т.е.система ) .дифференцирующаяся на детали, структура целостная, при наличии в то же время высокой дифференциации элементов и разнообразно избранных форм взаимодействия между ними « (Н.А. Бернштейн)

Теория структурности движений опирается на следующие принципы :

а) Принцип структурности построения систем движения. Все движения в системе взаимосвязаны. Эти структурные связи определяют целостность и совершенство действия.

б)Принцип целостности действия –все движения образуют целостную систему, направлены на достижение цели. Изменение отдельного движения отражается на всей системе .

в) Принцип сознательной целенаправленности систем движения . Человек сознательно ставит цель, применяет целесообразные движения и управляет ими для достижения цели.

В основы теории биомеханики входят также предпосылки механической обусловленности и рефлекторной природы движений. Все движения осуществляются под действием механических сил различного происхождения в полном соответствии с законами механики. Для всех движений в целом характерна рефлекторная природа управления двигательными действиями на основе принципа невризма.

 

Б) Методы биомеханики спорта.

 

В своей основе они опираются на системный анализ и системный синтез действий

с использованием количественных характеристик движения , включая его моделирование.

Задачей системного анализа является выявление состава элементов движений. Биомеханика наука экспериментальная, опирающаяся на опытное изучение движений . При помощи приборов регистрируются количественные особенности движений (траектория, скорость, ускорение и т.п.) , позволяющие различать движения, сравнивать их между собой. Этот материал дает возможность ,пользуясь определенными правилами ,мысленно расчленить движение на составные части и установить состав системы.

Система движений как целое- это не пролсто сумма частей. Части системы объединены многочисленными связями , придающими ей новые ,не свойственные частям качества-

системные (эмерджентные) свойства

Способ взаимосвязи частей в системе ,закономерности их взаимодействия представляют ее структуру. Изучая изменения количественных характеристик выявляют кА элементы влияют друг на друга , определяют причины целостности системы. В этом состоит системный синтез действий.

Другим широко используемым методом исследования является функциональный метод. Этот подход позволяет выявить те или иные несовершенства техники и тактики , овладеть процессом управления без полного раскрытия природы явления. Суть его состоит в изучении функциональной зависимости между свойствами и состоянием явлений. Их характеризуют определенные параметры. условия и количественно определенный закон. При этом не ставится задача изучения внутренней структуры явления. Оба метода(ССП и функциональный ) взаимно дополняют друг друга Применяя ССП исследователь строит анализ от сложного к простому . Элементы двигательной деятельности ,находящиеся на нижней ступени иерархической лестницы , оказываются нераскрытыми , не детализированными и рассматриваются с позиций функционального подхода. Уровень ,на котором ССП переходит в функциональный ,зависит от решаемых задач.

Например, при тактической подготовке двигательные действия .технические элементы считаются неделимыми кирпичиками. При технической подготовке детально изучаются взаимодействия мышц , костей суставно- связочного аппарата. Но отдельных в отношении отдельных элементов двигательного аппарата применяется функциональный подход : их строение и функции на молекулярном уровне не рассматриваются.

 

  1. Спортивное упражнение как система движений и действий

Двигательное действие , посредством которого человек решает ту или иную двигательную задачу, почти всегда состоит из множества суставных движений, распределенных в пространстве и во времени. Чтобы анализировать двигательные действия нужно знать основные свойства систем движений.

При прочих равных условиях система движений тем сложнее, чем больше отдельных движений входит в ее состав и чем они разнообразнее . Система всегда обладает свойствами ,которых нет у ее взятых порознь составных частей (эмерджентныесвойства)

 

Чем теснее связи между движениями как частями или элементами системы, тем больше ее свойства отличаются от простой совокупности свойств отдельных движений , тем она сложнее. Чем строже связи ( уже диапазон их вариативности ) между движениями как элементами системы, тем сложнее система в ее реализации.

Система движений обычно содержит относительно самостоятельные части (подсистемы), которые могут быть сходными или различными по характеру. Связи между отдельными движениями подсистемы теснее, чем связи между движениями из разных подсистем или связи между разными подсистемами.

В системе движений различают пространственные и временные элементы.

Пространственнее элементы системы- это суставные движения . Если они выполняются одновременно в нескольких суставах, то такие движения образуют одновременный или пространственный ряд. В одном суставе могут быть последовательно выполнены несколько движений- -это последовательный или временной ряд.

Различные комбинации одновременных и последовательных движений образуют пространственно- временные комплексы движений.

Структура системы движений-_это совокупность основных закономерностей , определяющих взаимосвязи между элементами внутри подсистем. Упрощенно говоря, это схема способа взаимосвязи между составляющими ее частями и элементами .

Устойчивые изменения состава и структуры системы движений определяют ее развитие. Различают анатомическую, механическую и информационную структуры.

Механическая структура двигательного действия включает в себя кинематическую структуру: взаимосвязь положений ,траекторий ,темпов ,ритмов ,скоростей и ускорений звеньев тела и динамическую: взаимосвязь тяги мышц , силовые взаимодействия звеньев тела.

В общей двигательной задаче , решаемой при выполнении упражнения, различают более узкие , последовательно связанные задачи, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть общей- действия . Расчленяя любое упражнение на компоненты- действия., устанавливая принципы их взаимосвязей , можно определить общую функциональную структуру выполнения упражнений.

7.Биомеханический анализ.

Техническая спортсмена подготовка немыслима без анализа выполнения физического . упражнения .Эффективным средством в решении данной проблемы является биомеханический анализ, с помощью которого удается познать сущность систем движений выявить причины двигательных ошибок, отыскать пути избавления от них, повысить качество обучения выполнения упражнения.

Известно несколько разновидностей биомеханического анализа. Выбор конкретной формы определяется решаемой задачей.

Количественный анализ

а) точный-предполагает тщательную обработку и использование точных данных различных приборных измерений. Циклографии ,фото- и киносъемки , с учетом возможно большего числа даже второстепенных фактов.

б) приближенный- используется упрощенная обработка данных относительно грубых измерений ,.киносъемки с учетом наиболее весомых факторов.

Качественный анализ

а) улубленный-с тщательным исследованием материалов приборных измерений , циклографии, фото- и киносъемки и т.п. Задача такого анализа -осмысливание проведенного количественного анализа, его углубление и дополнение, получение педагогических выводов.

б)основной-то же , что и при углубленном анализе, но без ис пользования материалов приборных измерений и результатов количественного анализа.

В) упрощенный-с использованием грубых оценок при учете лишь решающих факторов. Применяется в простых , контрастных ситуациях, в условиях дефицита времени.

Педагогический анализ-с ограниченным использованием биомеханических знаний.

 

Основные этапы анализа двигательной деятельности в условиях количественного

биомеханического анализа.

1.Изучение внешней картины двигательной деятельности-из каких двигательных действий она состоит и в каком порядке они следуют друг за другом.. С этой целью регистрируют кинематические характеристики движения. Особо важно знать продолжительность отдельных частей движения (фаз), графическим отображением чего является хронограмма. Хронограмма двигательного действия характеризует технику, а хронограмма двигательной деятельности- это то, на что обращают внимание при анализе спортивной тактики.

2.Выяснение причин, вызывающих и изменяющих движение. Эти причины недоступны визуальному контролю и для их анализа необходимо регистрировать динамические характеристики .Важнейшее значение здесь имеют величины сил, действующих на человека извне и создаваемых собственными мышцами

3.Определение топографии работающих мышц. На этом этапе выявляется, какие мышцы как участвуют в выполнении данного упражнения. Для этого регистрируют электрическую активность работающих мышц(метод элетромиографии) .Чем активнее работает мышца, тем выше ее электрическая активность и больше амплитуда электромиограммы.

4. Определение энергетических затрат, а также того.насколько целесообразно расходуется энергия работающих мышц., для ответа на этот вопрос регистрируют энергетические характеристики Например, у стайеров высшей квалификации повышение экономичности бега на 20% перемещает их в списке лучших с 10-го на 1-е

место.

5. Выявление оптимальных двигательных режимов, т.е. наилучшей техники двигательных действий и наилучшей тактики двигательной деятельности Здесь же оценивается степень соответствия реально существующего и оптимального вариантов техники и тактики. Критериями оптимальности являются:экономичность, механическая производительность, точность движений , эстетеичность, комфортабельность, безопасность. Значимость каждогоиз критериев зависит от решаемой задачи , вида спорта и др.

Использование результатов биомеханического анализа способствует объективизации суждений и повышению эффективности тренировки , увеличивает долю сознательного в

обучении. повышает точность умозаключений.

Биомеханический анализ в спорте чаще всего преследует педагогические цели и помогает решать следующие задачи:

1. Оптимальное использование двигательных возможностей спортсмена в рамках

дозволенной техники упражнений.

2 .Распознавание , определение и объяснение двигательных ошибок.

3 .Нахождение путей и средств ликвидации . предупреждения и компенсации двигательных ошибок.

4 Ревизия утвердившейся техники упражнений , действий с целью повышения их эффективности.

 



БИОМЕХАНИКА

 

Лекция № дополнительная